Отрасли, «срубившие» деньги антикризисной программы
АВТОР

02.07.2009 • 01:15 945

Отрасли, «срубившие» деньги антикризисной программы

довели Казахстан до кризиса

Государственная поддержка направлена, главным образом, на поддержку частного финансового сектора, а также фирм-застройщиков и крупного промышленного бизнеса, то есть тех экономических субъектов, которые и стали причиной кризиса. Об этом «Капитал.kz» рассказал экономист Канат Берентаев. По его словам, в рамках поддержки банковского сектора и фирм-застройщиков в той или иной форме направлены около 80% всех государственных средств, причем как бюджетных, так и из Национального фонда Казахстана. На поддержку малого и среднего бизнеса, а также на поддержку сельского хозяйства – $2 млрд. На реализацию инфраструктурных проектов – $1 млрд. В этом отношении антикризисный план Правительства Казахстана практически не отличается от мер, которые были приняты правительствами большинства стран мира, за исключением Китая.

Следует иметь в виду, что существенную поддержку получили и крупнейшие предприятия добывающего сектора казахстанской экономики. Это, во-первых, ничем не обоснованная девальвация тенге, которая существенно улучшила экономическое положение экспортоориентированных производств – добывающих компаний и предприятий черной и цветной металлургии, а также зерна. Во-вторых, отмена экспортных пошлин на нефть. В-третьих, снижение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, правительство пошло на такой шаг, как замораживание или даже снижение заработной платы рабочих сырьевых отраслей в обмен на сохранение рабочих мест. Сразу отметим, что эти соглашения выполняются с большим трудом, несмотря на стабилизацию и, даже, рост цен на основные сырьевые материалы, в том числе и на нефть.

Кроме того, за последние полгода предприняты меры законодательного характера, направленные на спасение фирм-застройщиков, включая и законы о долевом строительстве, которые защищают не столько интересы «обездоленных» дольщиков, сколько владельцев строительных фирм и спекулянтов недвижимостью, – добавил г-н Берентаев.

Интересы абсолютного большинства населения оказались неприоритетными для антикризисного плана. В первую очередь, интересы малого и среднего бизнеса и сельского хозяйства. Для их поддержки требуется значительно больше средств, по крайней мере, на порядок. Даже выделенные средства с трудом доходят до конечного заемщика из-за сложностей получения и достаточно высоких процентов. В тяжелом положении находятся и средние предприятия, которые вообще не нашли себя в этой программе.

Со своей стороны, Олег Егоров, эксперт Института экономических исследований, отметил, что сейчас необходимы поддержка и развитие машиностроения. Раньше в Казахстане существовали и сельсхозмашиностроение, и химическое машиностроение, и приборостроение. Поэтому сейчас, по его словам, необходимо возрождать данное направление. Именно здесь нужна поддержка государства. И банки, которым помогает правительство, должны участвовать в процессе подъема машиностроения. Иначе так дальше и будем зависеть от внешних рынков. 

Второе, на что необходимо сегодня направлять средства государства, по мнению г-на Егорова, это сельское хозяйство. «Было введено много программ по развитию этого сектора, но реально не выполняются», – добавил эксперт. Сейчас опять вернулись к планированию, и чиновниками разрабатывается пятилетний план. И самый главный вопрос здесь в том, чтобы определить, какие именно должны быть отрасли приоритетными. 

По мнению Каната Берентаева, в целях усиления направленности антикризисных мер на поддержку тех секторов, в которых занято большинство населения страны, требуется принятие дополнительных мер. Во-первых, более или менее радикальное изменение сложившейся финансовой системы, которая привела к кризису. Выход из кризиса должен быть оплачен не только средствами налогоплательщиков, но и доходами финансовых спекулянтов, которые своим имуществом должны расплачиваться за свои действия. 

В этой связи фирмы-застройщики должны были быть подвергнуты процедуре банкротства, так же, как и часть дольщиков, которые занимались спекуляцией на рынке недвижимости. Намерения правительства по выкупу недостроенного жилья и поддержке фирм-застройщиков искусственно поддерживают высокие цены на жилье, которые все еще сильно завышены. Высвободившиеся средства могли бы быть направлены на непосредственную поддержку малого и среднего бизнеса, а также строительство муниципального арендного жилья.

Механизм вхождения в уставный капитал системообразующих банков, а также выделения им средств на финансирование антикризисных мер следовало бы пересмотреть. Сейчас банки спасают за счет рядовых налогоплательщиков, а правительство обязалось выйти из числа акционеров после завершения кризисной ситуации, не вмешиваться в оперативную деятельность самих банков. Хотя «БТА банку» уже выделено на поддержку средств в несколько раз больше, чем предусматривалось антикризисным планом. 

Вероятно, государство должно идти на частичную национализацию банков, принимать активное участие в управлении кредитной политикой. В этом отношении представляет интерес позиция надзорных органов, например, решение об увеличении размеров минимального собственного капитала, что поставило под угрозу существование средних и малых банков страны. Между тем, они оказались намного устойчивее крупных банков, так как работали с узким кругом заемщиков, не увлекались ипотечным кредитованием и внешними заимствованиями. 

В результате изменения политики поддержки фирм-застройщиков и банковского сектора можно еще найти дополнительные средства для поддержки малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства. В том числе и СМИ, которым президент отвел особую роль во время кризиса. Кстати, ни одно СМИ Казахстана не получало антикризисных средств. Более того, вопрос о снижении НДС до нулевой ставки даже не рассматривался правительством. 

Другими источниками дополнительных средств финансирования антикризисных мер могли бы стать ужесточение контроля над расходованием средств национальных компаний и улучшение управления государственной собственностью. Здесь целесообразно приступить к разработке сводного бюджета страны, в котором должны быть представлены все финансовые потоки национальных компаний.

Во-вторых, требуются улучшение бизнес-среды и поиск надежных источников финансирования народного хозяйства. Важным становится и обновление концепции использования средств Национального фонда в кризисном и нормальном режиме, отработка принципов и механизма выделения его средств на решение социально-экономических проблем. Также следует усилить персональную ответственность чиновников за реализацию принятых на верхнем уровне политических решений по улучшению бизнес-климата в стране.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бизнес экономика бизнес-среда финансовая система девальвация тенге

02.07.2009 • 01:15 945

Поделиться
Отрасли, «срубившие» деньги антикризисной программы
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus