На «плохом» заемщике и шапка горит …каменьями
АВТОР

02.07.2009 • 01:07 739

На «плохом» заемщике и шапка горит …каменьями

Банки улучшают скоринговую систему

Раньше для банков важнейшим при выдаче кредита служило залоговое имущество. Теперь финансовые институты стали оценивать заемщика с «головы до ног». К примеру, в большинстве банков все больше стали обращать внимание на благосостояние клиента, в частности, сумма кредита практически напрямую зависит от заработной платы. Это в основном касается потребительских кредитов на небольшие суммы. Но в цело, банки стали досконально оценивать заемщиков: им сейчас легче отказать, нежели выдать кредит. Это объясняется ростом плохих кредитов.

По данным АФН, на 1 июня 2009 года в структуре кредитного портфеля банков доля стандартных кредитов составила 31,2%, сомнительных – 48,3%, безнадежных – 20,5%. Доля кредитов, относящихся к 5-ой категории и безнадежным (с учетом провизий по однородным кредитам), с начала года выросла до 29,2% от совокупного ссудного портфеля, составив 2 992,3 млрд. тенге. Хотя на начало года АФН называло сумму в 750,7 млрд. тенге, или 8,1%. Значительное увеличение неработающих займов, по данным агентства, произошло в основном за счет увеличения безнадежных займов БТА Банка и Альянс Банка.

Займы, по которым имеется просроченная задолженность по платежам свыше 90 дней на 1 июня этого года, составили 1 174,6 млрд. тенге, или 11,5% от ссудного портфеля банков (на 1.01.2009 г. – 476,4 млрд. тенге, или 5,2%), рост практически в два раза. Поэтому банки стремятся обезопасить себя. В связи с чем аналитики полагают, что в ближайшее время банки будут активно внедрять новые технологии по оценке кредитоспособности клиентов. Но в некоторых банках новейшие технологии уже активно используются.

Как рассказал Михаил Ломтадзе, председатель правления kaspi bank, «по количеству выдаваемых кредитов, я думаю, что сейчас kaspi bank является самым крупным игроком в нише потребительского кредитования».

«Мы хотим быть единственным банком в Казахстане, который может принимать решение о выдаче кредита за минуту и выдать деньги в течение дня. Работа, которую мы проделали внутри банка с приходом международных инвесторов с огромным опытом в банковском бизнесе в течение последних 2 лет, позволяет нам это делать», – добавил он.

«Мы не хотим выдавать деньги под залог, нужно оценить клиента, понять, что ему нужно, и потом, после этого, выдать ему кредит. Все. Залог – это единственная вещь, которая вам нужна, когда кредит не оплачивается. А мы даем клиенту деньги для того, чтобы он нам их вернул, и мы не хотим заниматься потом его залогами. Наша философия бизнеса такова, что мы оцениваем кредитные риски, исходя не из залогов, а из финансовой состоятельности самого заемщика. Невозможно одобрить 20-40 тыс. кредитов в месяц, если это не делает «машина», мы такую интеллектуальную машину создали. Она принимает решения на уровне скоринга», – отметил глава kaspi.

Как отмечают аналитики, сейчас автоматизация дает не только возможность быстро проанализировать ситуацию, но и позволяет выяснить, почему ряд кредитов оказываются невозвращенными, – за счет того, что накапливается статистика невозвращенных кредитов. Эта статистика своевременно анализируется, и результаты исследования можно положить в основу оптимизации скоринговой системы оценки заемщика. Таким образом, риск невозврата кредитов будет уменьшен.

По словам Михаила Ломтадзе, в 2009 году приоритеты в банковском секторе – управление ликвидностью, с другой, – управление кредитными рисками. С точки зрения акцента на кредитные риски, понятно, что все банки прикладывают больше усилий для того, чтобы адекватно оценивать заемщиков. Таковы реалии сегодняшнего дня, и многие к этому готовы.

«В течение прошлого года мы много сделали в сфере риск-менеджмента kaspi bank – наша система построена таким образом, что очень многие решения мы можем реализовать в течение нескольких часов. К примеру, есть определенный профиль заемщиков, и мы принимаем решение, что такой профиль для нас рискован, исходя из места работы, должности, которые они занимают, и т.д., то мы можем в течение 15 минут внести корректировки в систему кредитования и более жестко подходить к их отбору. Я думаю, что это одна из уникальных возможностей, которой нет во многих казахстанских банках», – добавил председатель правления банка.

По его словам, ситуация на рынке совсем не означает, что нельзя каждый месяц привлекать 20-30-40 тыс. качественных заемщиков, людей, которые со своей стороны, несмотря на экономическую ситуацию, хотят хорошо отдохнуть, купить хороший телевизор. «Мы ориентируемся на таких людей», – уточнил он.

С другой стороны, по мнению аналитиков, когда речь заходит о крупных суммах и других банках, банки все больше запрашивают дополнительную информацию о клиенте. При этом финансовый институт обычно учитывает такие факторы, как семейное положение, образование, возраст, сведения о занятости, занимаемой должности и квалификации, объем ежемесячного дохода и величина расходов. Напомним, что именно такой оценки придерживается АО «Евразийский банк». Тогда Жомарт Ертаев, председатель этого финансового института, сообщил о том, что сейчас на первый план выходят не столько залоговое имущество и прочие характеристики, сколько во главу угла ставится сам потенциальный клиент.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

банки кредиты финансы заемщики скоринговые системы

02.07.2009 • 01:07 739

Поделиться
На «плохом» заемщике и шапка горит …каменьями
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus