Студенты остаются довольными качеством высшего образования по незнанию
Более 50% казахстанских студентов заявили о наличии коррупции в университетах, многие учащиеся негативно отозвались о ситуации с правами студентов, критике также подверглись учебная программа и компьютерное оснащение вузов. Актуальными вопросами для учащихся остаются размер стипендии и качество жилья в общежитиях. Такие проблемы выявило республиканское ОО «Общество молодых профессионалов» в рамках проекта «Повышение потенциала молодежи Казахстана, участвующей в процессе принятия решений в отношении качества высшего образования».
Опрос проведен в крупнейших вузах 16 городов страны, в ходе исследования опрошено свыше 1400 студентов.
«Мы поставили задачу изучить мнение учащихся относительно качества образования в Казахстане, условий обучения и ситуации с их гражданскими правами.
Результаты опроса студентов подтверждают наличие проблем в качестве высшего образования и неразвитость институтов участия студентов в процессе принятия решений», – говорит Серик Жаксылыков, социолог.
В результате исследования низкая оценка дана работе студенческих организаций, призванных содействовать улучшению положения студентов и защите их прав.
По мнению исследователей, в последние годы в казахстанском обществе периодически возникают дискуссии вокруг системы образования, и главной причиной тому является транзитное состояние последней, декларированный курс на либерализацию экономики и интеграцию в мировое сообщество, что требует адекватных действий по модернизации системы образования.
«Правительственные реформы, как правило, вызывают неоднозначную реакцию общественности, которая усугубляется ставшей систематической коррупцией в учебных заведениях. В последнее время в средствах массовой информации регулярно освещались скандальные ситуации вокруг единого национального тестирования (ЕНТ), закрытия вузов, судебных тяжб, а также ставилось под сомнение соответствие выпускников некоторых учебных заведений минимальным требованиям профессиональной подготовки. Студенческая молодежь является основным реципиентом проводимой государством политики в области образования. Таким образом, оценка качества получаемого образования, условий обучения самими студентами является своего рода показателем соответствия проводимых реформ требованиям общества», – говорят представители Общества молодых профессионалов.
Исследование проводилось по двум направлениям. Оценка отношения молодежи к качеству образования, условиям обучения в высших учебных заведениях страны и изучение позиции молодежи как субъекта отношений власть – общество.
Несмотря на общепризнанное мнение о невысоком уровне высшего отечественного образование, результаты опроса показали, что более 80% студентов довольны качеством образования в вузах. А те, кто недоволен качеством образования, чаще всего препятствием к улучшению ситуации назвали пассивность студентов (39,5%). «То есть даже та маленькая доля недовольных качеством образования студентов склонны винить самих студентов, но не критиковать администрацию, преподавателей или систему в целом. Среди своих проблем студенты чаще всего отмечали вопросы материального характера: размер стипендии (41,3%) и качество жилья в общежитии (38,4%)», – говорит г-н Жаксылыков.
Доступ к компьютерам и интернету оценен студентами достаточно позитивно. Но большое число респондентов выразили неудовлетворенность количеством предоставляемых компьютеров (38,3%), временем работы компьютерных классов (30,6%), а также скоростью подключения к интернету (37%).
Несмотря на то, что большинство респондентов высказались позитивно по отношению к ЕНТ, 23,3% негативно оценили объективность теста. Еще большее число респондентов являются противниками ЕНТ – 35,33%.
Оценка библиотечного фонда, по мнению социологов, выглядит интересно как на русском, так и на казахском языках. Преобладают позитивные оценки, но чрезвычайно велико число «затруднившихся ответить». Библиотечный фонд на казахском языке затруднились оценить 31,9%, а библиотечный фонд на русском языке – 23,2%. «Такое большое количество неготовых судить о фонде библиотек может указывать на низкий уровень пользования библиотеками. Затруднившиеся ответить, наверное, и вовсе не посещают библиотеки. Также это может быть связано как с растущим предпочтением в пользу ресурсов сети интернет и электронных носителей информации, так и с недостаточной способностью библиотек удовлетворять нужды учащихся. Но в случае верности последнего предположения можно поставить под сомнение объективность 32,2% (на казахском языке) и 36,4% (на русском языке) позитивных оценок, данных библиотечным фондам», – считает Серик Жаксылыков.
На вопрос о ситуации с коррупцией 44,9% респондентов ответили, что никогда не слышали и не сталкивались с фактами коррупции в их вузах, все остальные подтвердили присутствие коррупции в той или иной степени.