Выпускные экзамены в школах и вступительные в вузы необходимо разделить
Необходимо изменить формат проведения единого национального тестирования (ЕНТ) и снова разделить выпускные экзамены в школах и вступительные экзамены в вузы. Такое предложение высказал Серик Ирсалиев, официальный представитель Министерства образования и науки РК (МОН РК).
По его мнению, необходимо проводить итоговую аттестацию в школе и отдельно – поступление в вуз. «Нас все критикуют, что в ЕНТ пять предметов, и по этой причине в последние полгода образовательного процесса ученики на другие предметы не обращают внимания, поэтому качество образования теряется. Если мы эту процедуру разделим, то сможем проверить учащихся по базовым предметам, но при поступлении в вуз абитуриенты будут вынуждены учить четыре других предмета – те, которые интересует университет», – сказал г-н Ирсалиев.
«Сейчас данный вопрос рассматривается. Будет создана рабочая группа, которая сделает новый формат ЕНТ, где будут разделены эти функции. Тогда тестирование не было бы таким ажиотажным», – сообщил он.
По мнению Асана Сатмурзаева, проректора по воспитательной работе и связям с общественностью КазЭУ имени Т. Рыскулова, отказываться от ЕНТ нет необходимости, нужно просто усовершенствовать процесс проведения и подготовку к единому национальному тестированию.
«ЕНТ проводится несколько лет, и с результатами выпускники без дополнительных экзаменов идут в вузы, это нормальная практика, тут вопрос в другом, как проходит подготовка к ЕНТ в школах. Я со школами не работаю, но говорят, что в школах не занимаются так, как положено, все внимание уделяется предметам, по которым проходит тестирование, остальные предметы забрасываются практически на весь год. Это недоработка руководителей школ. Чтобы дети были подготовлены к ЕНТ, необходимо заниматься все 11 лет, и ни в коем случае не оставлять без внимания предметы, по которым не будет экзаменов», – рассказал «Капитал.kz» г-н Сатмурзаев.
Сейчас ЕНТ включает в себя несколько функций. «Это выпуск из школы, оценка ученика, работы его классного руководителя и директора школы и, в конечном итоге, деятельности районных и областных отделов образования. Кроме того, удачная сдача тестирования дает возможность поступить на платной или грантовой основе в вуз. В целом функций насчитывается 9 – 10, но, когда на одну функцию идет такая нагрузка, процесс становится уязвимым», – говорит Серик Ирсалиев.
По мнению аналитиков, чтобы разделить выпускные экзамены в школах и вступительные в вузы, необходимо в корне менять все программы, а это большая работа. «Придется все менять, но так, чтобы выпускные программы в школах и вступительные в вузы не были одинаковыми. Это очень трудоемкая работа, она займет не один месяц. К ней надо подойти подготовленными, а не так: «раз сказали – значит надо делать». Для начала нужно подготовить базу, а потом приступить к ее исполнению», – полагает проректор.
В идеале для проверки знаний абитуриентов необходимо проводить и тестирование, и устные ответы. Эксперты считают, что только в этом случае можно реально определить подготовку будущего студента. «Есть предметы, которые действительно подлежат тестированию, но некоторые предметы, особенно гуманитарные и экономические дисциплины, предполагают опрос в диалоговом режиме. Здесь необходимо понять мышление человека. Студент должен мыслить, а не угадывать», – считает г-н Сатмурзаев.
Напомним, в этом году средний балл ЕНТ по Казахстану составил 74,9. В прошлом году – 68. В тестировании приняли участие 106 805 выпускников. Из них 64 538 выпускников казахскоязычных школ, а 42 267 – русскоязычных. Наибольшее участие в ЕНТ приняли школьники Алматы – 90,5%, Восточно-Казахстанской области – 89,2%, Павлодарской области – 87,6%; наименьшее Костанайской – 69,6%, Кызылординской – 73,3%, Мангистауской – 71,9%.
Более 11 тыс. выпускников набрали свыше 100 баллов, а 15 476 – не преодолели пороговый уровень в 45 баллов.