Новые форматы ритейла
АВТОР

06.08.2009 • 21:49 2128

Новые форматы ритейла

Иностранных инвесторов привлекает торговля

Казахстан становится привлекательным для иностранных инвесторов в области ритейла. В этом году запланировано открыть два новых для страны магазина, не похожих друг на друга по формату. Магазин оптовых продаж «МЕТРО» и молл A’port. С приходом новых игроков на рынке становятся явными основные проблемы этого сектора.

О том, с какими трудностями проходится сталкиваться при открытии бизнеса в области ритейла, в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал Стивен Кригер, генеральный директор «МЕТРО Казахстан».

– Почему Вы выходите на рынок Казахстана именно сейчас, чем он привлекателен в момент кризиса?

– Прежде чем выйти на новый рынок, «МЕТРО» проводит детальный анализ страны: с точки зрения развития экономики, политической ситуации, конкуренции, динамики развития сегментов, которые представляют наши ключевые группы клиентов – ресторанный и отельный бизнес, мелкая розница, малый и средний бизнес в целом. Таким образом, принятие решения о начале работы в новой стране – это комплексное решение, которое основывается на большом количестве разных параметров. По всем показателям Казахстан – страна больших возможностей.

В августе прошлого года мы подписали протокол о намерениях о сотрудничестве с Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан и начали активные поиски земельных участков для начала строительства своих оптовых магазинов. Так сложилось, что в это же время начался экономический кризис. Кризис – временное явление. Мы же не отказываемся от своих планов. С нашей точки зрения, во многом сегодняшняя экономическая ситуация нам помогает быстрее реализовывать свои планы, пока спит конкуренция.

– Формат подобных магазинов новый для Казахстана. Насколько, по Вашему мнению, он станет популярным среди казахстанцев, и какие магазины сможет вытеснить? Магазины каких форматов будут терять прибыль?

– Я бы немного перефразировал вопрос. Мы не приходим кого-либо вытеснять с рынка. «МЕТРО» работает в формате оптовой торговли для профессиональных покупателей. Своим форматом мы заполняем свободную нишу между розничной торговлей и традиционным оптом. В Казахстане нет ни одной сети, работающей по нашему принципу. Магазин «МЕТРО», который сейчас строится в Астане, обладает площадью до 12 000 кв. м, из которых почти 7 000 – торговая. Мы предложим свыше 25 000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров под одной крышей.

Сегодня, за неимением альтернативы, наши покупатели совершают закупки в основном на оптовых рынках и у прямых дистрибьюторов.

– Сколько магазинов будет построено в Казахстане, какой объем инвестиций планируете вложить?

– Я не буду говорить о какой-то конкретной цифре. Сейчас активно ведется строительство нашего первого в Казахстане магазина в Астане. Его открытие запланировано на октябрь 2009 года. Параллельно мы заняты активным поиском земельных участков в крупных городах страны и надеемся в скором времени начать строительство новых объектов. Инвестиции в один магазин составляют порядка 15 млн. евро.

– Какую долю рынка Вы планируете занять? Какую долю рынка занимает «МЕТРО» в России, Украине?

– Уже к концу следующего года (2010) мы стремимся стать лидером рынка цивилизованной торговли в Казахстане. И в России, и на Украине «МЕТРО» занимает лидирующие позиции. На Украине с 25-ю магазинами и оборотом 2008 года в 1 016 млн. евро компания занимает 2-е место среди всех работающих на рынке торговых сетей.

– Планируемый объем продаж в Казахстане и количество сотрудников в Ваших магазинах?

– Конечно же, у нас есть все необходимые расчеты, но, к сожалению, я не могу поделиться с вами этой информацией, поскольку «МЕТРО» – публичная компания, акции которой котируются на бирже DAX в Германии. Цифры станут известны на годовой конференции «МЕТРО», которая традиционно состоится в марте 2010 года.

Один магазин трудоустраивает порядка 300 человек. Все они – граждане Казахстана. Кроме того, «МЕТРО» создает дополнительные рабочие места в компаниях-партнерах, обслуживающих предприятиях (охрана, уборка и т.д.).

– Будут ли представлены на рынке Казахстана бренды «МЕТРО», для какого сегмента?

– С открытием первого оптового магазина «МЕТРО» в Астане мы представим рынку Казахстана товары под собственными торговыми марками компании. Это товары, которые по заказу и согласно требованиям качества, разработанным «МЕТРО», производят компании-производители.

С первого дня работы магазина мы представим 5-ку наших СТМ «Aro», «HoReCa Select», «H-line», «Rioba» и «Fine Foods». Каждая из этих торговых марок создана для своей целевой аудитории. Торговцам, например, наиболее интересной станет «Aro», которая предлагает широкий ассортимент товаров для представителей розницы. Он покрывает ассортимент «магазина у дома» и предлагает цену до 25% ниже, чем альтернативная продукция. «Fine Foods» – СТМ для розницы, но это продукция премиум-класса. «HoReCa Select» – бизнес-решение для ресторанов. СТМ предлагает то, что нужно повару на кухне в удобной упаковке, например, трехлитровая банка оливок. «H-line» – бизнес-решение для гостиниц: от тапочек и брендированных ванных принадлежностей до сахара в индивидуальной упаковке. «Rioba» – готовое решение для баров: соки, сиропы, посуда, трубочки, оборудование…

Изначально продукция будет импортироваться из России и Украины, однако наша задача – производить товары в Казахстане. Потому мы с первых дней будем активно искать компании-производители, которые смогут нам в этом помочь.

– На каких условиях Вы выбираете производителей товаров под своими марками?

– Любая компания может стать производителем товаров под СТМ, если она способна делать это согласно нашим требованиям к качеству, в нужном объеме и по привлекательной цене.

Выбирая производителя, мы объявляем открытый тендер. Все компании, выразившие желание стать нашим производителем, получают четкое ТУ к продукции. В специальной системе по интернету происходит аукцион, во время которого компании соревнуются, предлагая наиболее низкую закупочную цену. Победителем становится компания, предложившая самую низкую закупочную цену. Затем мы проводим аудит производства и убеждаемся в том, что компания может гарантировать постоянное качество и необходимый объем. Лишь после этого мы подписываем договор. Далее мы на постоянной основе отслеживаем качество продукции. Ведь здесь мы гарантируем стабильность своим именем.

– С какими проблемами Вы сталкиваетесь при открытии магазинов в Казахстане?

– Для строительства магазина «МЕТРО» нам необходим земельный участок размером до 5 гектаров. Процесс поиска подходящего участка с необходимой инфраструктурой, получение всех разрешений – довольно длительный процесс. Кроме того, начиная работу в абсолютно новом для Казахстана формате торговли, нам нужно объяснять и клиентам, и поставщикам, кто мы.

– Какие перспективы развития рынка ритейла в Казахстане?

– С нашей точки зрения, самые радужные. Иначе нас бы здесь не было.

– На Ваш взгляд, что в Казахстане мешает развитию ритейла?

– Одной из наиболее непростых задач, которые нам приходится решать, является логистика. Казахстан – огромная страна. И те задачи, которые нам в других странах требовалось решать спустя год, а то и два после открытия первого магазина, в Казахстане мы решаем с первых дней, например, создание импортного склада, дистрибуционных платформ.


Ритейлу не хватает людей

О перспективах развития этого рынка и еще одном новом для Казахстана формате ритейла «Капитал.kz» рассказал Дмитрий Ревин, директор по финансам и бизнес-развитию Eurasia RED.

– Почему Вы решили выйти на рынок Казахстана в период кризиса?

– Торгово-развлекательные комплексы аналогичного, то есть регионального формата на рынке Казахстана в настоящее время не представлены. По международным стандартам существует три формата торгово-развлекательных комплексов: районные, городские и региональные.

В Казахстане, и в частности в Алматы, на данный момент представлены ТРК только районного формата, так как ни один не имеет арендопригодную площадь более 40 000 кв. м. Первый региональный молл A’port с арендопригодной площадью свыше 90 000 кв. м является прорывным проектом для ритейла Казахстана. 

Кризисы приходят и уходят, а мы смотрели на фундаментальные составляющие по насыщенности рынка, прежде всего Алматы, современными форматами торгово-развлекательных комплексов. Именно город Алматы дает 60% товарооборота всей страны, и он является на сегодняшний день крупнейшим рынком Казахстана. Кроме того, мы построили эконометрическую модель спроса и предложения торговой недвижимости. Согласно этой модели, наблюдается недостаток качественных торговых площадей в Алматы.

Соответственно мы видим возможности занять нишу региональных торгово-развлекательных комплексов, несмотря на кризис, который, по нашей оценке, через полгода пойдет на спад. Наша оценка подтверждается прогнозами Национального банка РК по поводу оживления экономики с начала 2010 года, учитывая модуль и политику правительства, ресурсы и золотовалютный резерв Казахстана.

– Чем и почему Казахстан именно сейчас привлекает магазины нового формата?

– Казахстан привлекает магазины нового формата, а именно гипермаркеты, тем, что магазины такого формата на сегодняшний день на нашем рынке не представлены. Рынок ритейла Казахстана находится в стадии развития. Соответственно игроки, которые приходят на рынок в стадии развития, имеют хорошие шансы получить привлекательные экономические условия и возвратность инвестиций. При отсутствии конкуренции в больших форматах, а именно в гипермаркетах, операторы больших форматов имеют большие возможности захвата рынка и получения такой экономики с возвратностью инвестиций, которая на развитых рынках им недоступна.

– Что такое сеть региональных ТРК? В каких регионах Вы будете работать?

– Это сеть первых крупнейших в Казахстане региональных моллов A’port, арендопригодной площадью свыше 90000 кв. м. Первый региональный молл A’port, который откроется уже в сентябре 2009 года, расположен на западе Алматы, по проспекту Райымбека, трасса на Бишкек, второй – будет расположен на востоке, на Кульже, трасса на Китай.

– Как и какие сделаны вложения в проект?

– В структуре акционеров проекта венгерские и казахстанские акционеры, IFC (International Finance Corporation – Международная финансовая корпорация), член группы Всемирного банка. На сегодняшний день компания использует примерно 65% собственных средств акционеров и IFC. Кредитные средства получены на условиях возвратности. Возвратность на инвестиции с учетом кредитных ресурсов составляет 8 лет. Норма прибыльности проекта соответственно 12,5%.

– Какие операторы создают основной поток посетителей ТРК? За счет чего?

– Основной поток посетителей регионального молла будут создавать следующие якорные и мини-якорные арендаторы:

  • Крупнейший в Казахстане гипермаркет «РамсторГипер» площадью 10 000 кв. м, с ассортиментом 40 000 наименований и средневзвешенной наценкой на 10% ниже, чем в супермаркетах.
  • Новый для Казахстана гипермаркет товаров для дома и строительных материалов Kazmart площадью 10000 кв. м, с ассортиментом товаров 35000 наименований и средневзвешенной наценкой на 10% ниже, чем в супермаркетах и на строительных рынках.
  • Единственный в Алматы 7-зальный 3D-кинотеатр Star Cinema.
  • Не имеющий аналогов гипермаркет детских товаров «Городок» площадью 2500 кв. м, с ассортиментом свыше 40 000 наименований и средневзвешенной наценкой на 10% ниже, чем в супермаркетах детских товаров.
  • Уникальный детский развлекательный город Funky Town, впервые представленный в таком формате в Казахстане.
  • Группа Inditex, международный франшизер, с первым магазином Zara площадью 2000 кв. м, с коллекциями Zara Women, Zara Men, Zara Kids.

Якорные и мини-якорные арендаторы генерируют потоки посетителей за счет предоставления более широкого ассортимента качественных товаров по оптимальной цене.

– В чем отличие ТРК A’port от существующих магазинов, чем Вы намерены привлекать покупателей? В чем Ваши конкурентные преимущества? 

– Региональный молл A’port не является простым магазином. В нем представлено свыше 100 различных гипермаркетов, магазинов, операторов развлечений. Отличие от существующих ТРК, прежде всего, в количестве и форматах операторов, представленных в региональном молле A’port.

Мы представляем новый для нашей страны формат настоящих гипермаркетов через 20 лет после их первого появления в других странах. Гипермаркет товаров для дома и строительных материалов «Казмарт» открылся 4 июля 2009 года. Продовольственный гипермаркет «РамсторГипер» начнет свою работу 7 августа 2009 года.

– Сколько ТРК будет открыто, и в течение какого времени?

– В ближайшие 2,5 года мы планируем открытие 2 региональных моллов A’port. Каждый из них будет занимать площадь свыше 100 000 кв. м. Первый региональный молл A’port откроется в сентябре 2009 года, после чего мы планируем начало строительства второго молла на востоке Алматы.

– С какими проблемами Вы сталкиваетесь при открытии ТРК?

– Две основные проблемы, с которыми мы столкнулись, – это логистика, связанная с удаленностью основных производителей, как строительных материалов, так и другой продукции, и неосведомленность международных игроков о перспективах рынка Казахстана. Для привлечения международных операторов мы провели большую работу по повышению знаний о Казахстане на международном рынке. Мы принимаем участие в международных выставках и конференциях, рассказываем о нашей стране и перспективах развития и сотрудничества.

Здесь очень помогает присутствие ряда международных брендов уже сейчас в Алматы. Потому что три магазина международных брендов, представленные в Алматы, находятся в первой пятерке лидеров по продажам на один квадратный метр. Соответственно, экономический стимул является очень хорошим стимулом для международных операторов при принятии решений о входе на рынок Казахстана.

– Какие перспективы развития рынка ритейла в Казахстане?

– Перспективы развития рынка ритейла в Казахстане очень серьезные. Мы верим в рынок Алматы, в рынок Астаны, в рынки других региональных центров. От чего будет зависеть развитие рынка ритейла в Казахстане? Во-первых, от развития девелоперов рынка коммерческой недвижимости. Потому что в рамках стрит-ритейла международные операторы развиваться не могут.

Сами ритейлеры построить себе площади, на которых они будут работать, либо не могут, либо такое действие не оправдано с точки зрения возврата инвестиций. Магазины стрит-ритейла, то есть отдельно стоящие магазины, продают в среднем на 30% меньше, чем те же магазины на первых этажах в составе ТРК либо региональных моллов. Поэтому при благоприятном развитии девелоперов, а именно региональных моллов и торгово-развлекательных комплексов, перспективы развития ритейла очень серьезные, и мы в них верим.

– Как отражается кризис на рынке ритейла в целом, и конкретно на Вашей компании?

– На рынке ритейла кризис отражается совершенно простым образом. Во-первых, у ряда операторов розничной торговли снижаются продажи на квадратный метр. Во-вторых, снижается средневзвешенный коэффициент наценки, за счет того, что цены у большинства ритейлеров были выше рекомендованных международными владельцами брендов. Следовательно, усиливается борьба за потребителей, ритейлеры становятся более агрессивными с точки зрения маркетинга, ввода системы лояльности и ценообразования.

Кризис на рынке ритейла в целом сказывается весьма положительным образом, в результате чего выигрывают конечные потребители, получающие большее количество акций, лучшие цены и больше приятных подарков от ритейлеров.

Конкретно наша компания ощущает кризис в том, что мы работаем больше, времени для реализации проектов тратится на 25-30% больше, и соответственно усилий для привлечения международных брендов у нас уходит в 1,5 раза больше, чем у нас уходило бы, если бы кризиса не было. Но мы видим свет в конце туннеля, потому что, по нашим прогнозам, с начала 2010 года будет происходить оживление на рынке Казахстана. Кроме того, цена на нефть на текущий момент выше $65 за баррель, и цены на золото и другие металлы, которые составляют большую часть экспорта Казахстана, на текущий момент являются выше прогнозных данных, которые использовались при формировании бюджета. Мы прогнозируем, что к концу 2009 года кризис будет в своей нижней точке, и с начала 2010 года начнется оживление.

– На Ваш взгляд, что в Казахстане мешает развитию ритейла?

– Есть три основных фактора, которые мешают развитию рынка ритейла в Казахстане. Первое – это недостаточное количество качественных торговых площадей. В частности, в Алматы. Второе – недостаточное количество грамотных, качественных местных франшизеров, владеющих международными брендами. Третье – количество населения Казахстана, составляющее на текущий момент 16 млн. человек. Рынок должен расти, количество новорожденных увеличивается в последние три года, у нас наблюдается бум рождаемости. Мы верим, что дальнейший рост численности населения будет стимулом для роста и развития ритейла в нашей стране.


Справка. Районный формат – это торгово-развлекательный комплекс с арендопригодной площадью менее 40 000 кв. м, транспортная доступность составляет 10 минут езды.

Городской формат – это торгово-развлекательный комплекс с арендопригодной площадью от 40 000 до 70 000 кв. м, транспортная доступность составляет 25 минут езды.

Региональный формат – это торгово-развлекательный комплекс с арендопригодной площадью более 70 000 кв. м, транспортная доступность составляет 40 минут езды. Торгово-развлекательных комплексов городского и регионального форматов в Казахстане нет.

Молл – это новый для Казахстана формат торговли. Для сведения: молл (mall, в переводе с англ.) – это торговый комплекс с сильной развлекательной составляющей, в состав которого входят различные форматы торговли, представленные лидирующими мировыми брендами, с просторными помещениями для посетителей и удобной парковкой.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

торговля бренды ритейл магазины торговые марки Стивен Кригер Дмитрий Ревин

06.08.2009 • 21:49 2128

Поделиться
Новые форматы ритейла
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus