В Казахстане оно еще нескоро будет конкурентоспособным
Отечественному образованию еще далеко до звания конкурентоспособного, и даже по самым оптимистичным прогнозам стать таковым оно сможет как минимум через 5 лет. Таким мнением с «Капитал.kz» поделился Айткали Нурсеит, ректор Евразийского института рынка (ЕврАзИР).
«Сегодня в системе образования назревают такие же мыльные пузыри, как во время строительного бума, и если над их устранением не работать, тогда страна в области образования откатится на несколько лет назад. Качество обучения и подготовки специалистов в Казахстане не во всем отвечает международным требованиям, а, следовательно, пока образование и не конкурентоспособно на мировой арене. Прежде всего, это связано с тем, что на 16 млн. человек населения у нас приходится лишь 750 тыс. студентов и до 175 гражданских вузов. В том числе институтов – 55, академий – 35 и университетов – 85. Многопрофильные вузы типа «университет» больше полезны учредителям, чем стране. Недобор студентов по одним специальностям легче покрывается перенабором по другим, но с ущербом качеству знаний выпускников и обществу», – пояснил г-н Нурсеит.
По его словам, Казахстан уже сегодня может кардинально улучшать качество подготовки, стало быть, и конкурентоспособность кадров с высшим профессиональным образованием (ВПО), магистров, кандидатов и докторов наук. И чем раньше в республике будет начата работа над улучшением качества образования, тем быстрее осуществится идея вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, выдвинутая Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым.
«На мой взгляд, отечественное образование станет конкурентным в ближайшие 5-10 лет. Положительные тенденции в этом направлении наблюдаются и сегодня. Так, из одаренных учащихся средних школ ежегодно выходят десятки победителей на международных предметных олимпиадах. А в колледжах и вузах учатся достаточно талантливые студенты, показывающие знания, умения и навыки на уровне передовых сверстников из зарубежных стран», – считает ректор ЕврАзИР.
Он подчеркнул, что для улучшения качества подготовки и усиления конкурентоспособности выпускников в вузах важно оптимизировать контингент студентов, а вместе с тем и сеть вузов, где они обучаются. Другими словами, в интересах подготовки конкурентоспособных кадров обществу полезны вузы, выпускники которых востребованы как в РК, так и за рубежом.
«Если по пути оптимизации сократить обучающихся на платных отделениях госвузов с сегодняшних 75-80% до 30 или 50%, то можно резко усилить их ориентацию на качество обучения, устранить перенабор студентов, чрезмерную перегрузку профессорско-преподавательского состава, мест в библиотеках, читальных залах, дефицит аудиторий, компьютеров и доступа в интернет», – полагает Айткали Нурсеит.
Как говорит ректор, от улучшения набора студентов во многом зависит повышение качества подготовки из них конкурентоспособных специалистов для успешного решения проблем ускоренного формирования в Казахстане экономики инновационного типа. Гослицензирование, аттестацию и аккредитацию вузов следует повернуть от бумаготворчества к выявлению и распространению нового и передового опыта, необходимого для развития системы образования и ускорения движения РК в заветное число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
«Передовые государственные вузы следует обеспечить всем необходимым за счет госбюджета РК. Тогда у них будут условия для прорывов в фундаментально-прикладных исследованиях, для качественной подготовки бакалавров, магистров и докторов наук в сферах экономики, техники, образования и культуры, для разработки и реализации проектов в области био– и нано-, инновационных, информационных и иных технологий», – заключил эксперт.
Он также отметил, что стратегия индустриально-инновационного развития обязывает не только сбалансировать спрос на высококвалифицированные кадры с предложениями их подготовки в вузах, но и увязать контингенты их студентов с потребностями страны и регионов, с учетом требований работодателей как в государственных, так и бизнес-структурах.