Предприятиями связи за январь-июнь 2009 года, по оперативным данным, оказано услуг на сумму 209,94 млрд. тенге. Это на 3,6% больше объема января-июня 2008 года. Доходы от реализации услуг связи населению составили 88,36 млрд. тенге (42%), что на 2,6% меньше объема января-июня 2008 года, сообщает Агентство РК по статистике.
Доходы от услуг почтовой и курьерской связи в январе-июне 2009 года составили 5,8 млрд. тенге, что на 13,4% меньше объема соответствующего периода прошлого года. Доходы услуг междугородной и местной телефонной связи, интернета и сотовой связи составили, соответственно 25,83 млрд. тенге (на 4,6% меньше), 14,68 млрд. тенге (на 5,3% больше), 20,19 млрд. тенге (на 31,5% больше) и 110,39 млн. тенге (на 6,8% больше).
Наибольшие доли в общем объеме доходов предприятий связи составили доходы от услуг мобильной связи (52,8%), междугородной телефонной связи (12,3%), интернета (9,6%), городской (местной) телефонной связи (7,0%).
Сравнивая эти показатели с данными прошлых лет, видно, что наибольшую динамику роста демонстрирует сегмент услуг по предоставлению доступа к интернету. В структуре доходов от услуг связи за январь-июль 2006 года интернет занимал всего 5,2%.
Очевидно, это результат работы АО «Казахтелеком», которое продвигает бренд «Мегалайн», активно снижая тарифы на подключение и работу в Сети. С другой стороны, бывшая нацкомпания остается единственным предприятием в Казахстане, владеющим собственной разветвленной системой оптоволоконной связи НИСМ. Большинство других провайдеров первого уровня до сих пор работают со спутниковыми каналами, что делает их уязвимыми на рынке, а также определяет их стратегическую ориентацию на бизнес-сегмент. Таким образом, для дальнейшего развития розничного рынка доступа к интернету в Казахстане возможны два варианта: стимулирование строительства еще одной сети НИСМ, подобной той, что есть у «Казахтелекома», либо открытие сети «Казахтелекома» для компаний-конкурентов.
Второй вариант, за который ратует большинство телекоммуникационных компаний, неприемлем для «Казахтелекома»: компания теряет свое конкурентное преимущество, лишается привилегий по межсетевому подключению, конкуренты получают сразу все, не приложив к проекту никаких усилий. Учитывая вес оператора, такой вариант маловероятен без вмешательства правительства.
Поэтому некоторые компании уже пошли по другому пути – строительство параллельных с НИСМ сетей связи. Сегодня лишь 2 компании владеют крупными оптоволоконными каналами: ТОО «Транстелеком» и ТОО «Golden Telecom». Первая была дочерним предприятием АО «Казахтелеком» и обслуживала, прежде всего, эту компанию. Вторая – дочерняя компания ОАО «Вымпелком», оператора мобильной связи, работающего под брендом «Билайн». Сегодня эта компания уже построила каналы Шымкент – Алматы, Алматы – Караганда – Астана и Астана – Петропавловск. Таким образом, активного проникновения услуги доступа к интернету на розничный рынок следует ожидать только после того, как эти две компании найдут механизм допуска провайдеров второго уровня на свои сети.
Менее агрессивно, как и следовало ожидать, стал развиваться рынок мобильной связи. Если в структуре доходов от услуг связи за январь-июль 2006 года мобильная связь занимала 44,3% с динамикой роста 67,3%, то за первую половину 2009 года в структуре доходов от услуг связи доля мобильной связи составила 52,7% с приростом в 23,2%. Период экстенсивного роста мобильной связи заканчивается. Номинальный уровень проникновения уже превысил 100%, значит, рынок потребителей уже охвачен полностью. Доходность предприятий связи может быть увеличена только за счет увеличения числа услуг операторов связи, то есть неголосовых (VAS) услуг. Здесь у предприятий возникли проблемы, так как рынок оказался не готов принимать новые услуги. Видимо, по двум причинам: нежелание пользователей мобильной связи обучаться новым навыкам, необходимым для использования всех функций мобильного телефона, и относительная дороговизна VAS-услуг.
Анализ статистических данных показал другие интересные факты. Формально рыночная доля крупнейшего оператора связи Казахстана – АО «Казахтелеком»–– составила по итогам периода около 32%. Согласно опубликованному ранее отчету, доход от реализации услуг АО за 6 месяцев 2009 года составил 66,87 млрд. тенге. Но, учитывая большую долю доходов от мобильной связи и положение на рынке ТОО «GSM Казахстан», видно, что большую часть доходов АО получило от своей дочерней компании. Без этих доходов доля бывшего нацоператора сократится до 4% от объема рынка.
Это может говорить о двух процессах. Первый – рынок телекоммуникаций в Казахстане наконец-то стал конкурентным, появилось достаточное количество предприятий, имеющих полноценную материальную базу, чтобы обеспечить развитие отрасли в ближайшее время. Второй – социальная нагрузка на «Казахтелеком» достаточно высока. Это заставляет компанию решать проблемы отрасли в одиночку, пользуясь негласными правами монополиста. А это, в свою очередь, сдерживает развитие всей отрасли, не позволяя экономике Казахстана использовать все свои возможности более эффективно.