Нефтяные компании урезают бюджеты на геологоразведку
Впервые за 11 лет нефтедобывающие компании мира сокращают на 10% бюджеты на геологоразведку. Об этом пишет норвежская газета Dagens Naeringsliv со ссылкой на результаты ежегодного опроса 25 крупных нефтегазовых компаний, таких как BP, Exxon и Shell. Снижение инвестиций наблюдается впервые за 11 лет, ранее эти затраты росли в среднем на 14% в год.
«Сокращение инвестиций в геологоразведку на 10% – это все-таки не так много», – таким мнением с «Капитал.kz» поделился Денис Борисов, аналитик ИФК «Солид». Если будет реализовываться ситуация, когда цены на нефть упадут, то сокращение инвестиций может быть даже более существенным. Сейчас компании стараются инвестировать деньги в те геологоразведочные работы, где коэффициент успеха и вероятность подтверждения нахождения тех запасов, которые планировалось открыть, выше. Заведомо рисковые проекты, например на шельфах, пока стараются не реализовывать.
Павел Сорокин, аналитик UniCredit Aton, считает, что в первую очередь сокращение вызвано тем, что в начале года при закладке бюджетов ситуация на рынке была неопределенной. Сейчас, поскольку ценовая ситуация выправилась, инвестиции в геологоразведку как основополагающую область нефтегазовой индустрии опять восстановятся. «Это сокращение инвестиций нельзя расценивать как прецедент. Была тяжелая экономическая ситуация, и компании, стараясь не сворачивать основной деятельности, урезали бюджеты за счет сокращения инвестиций в геологоразведку. Сегодня цены пошли вверх, и, скорее всего, в следующем году бюджеты будут расти», – прогнозирует эксперт.
Если компании хотят, чтобы у них было будущее, они должны инвестировать. Такие слова известного аналитика ТЭК Терье Фатнеса приводит норвежское издание, ведь геологоразведка – это подготовка будущих запасов.
На сегодняшний день геологоразведывательные работы сворачиваются во всех странах, которые имеют значительную по объему добычу, рассказал «Капитал.kz» Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономических исследований Министерства образования и науки РК. Тем не менее, созданные добывающие мощности рассчитаны на десятки лет стабильной добычи, поэтому во временном сокращении инвестиций ничего страшного нет. В наше время, когда существует неопределенность по поводу того, какими будут цены на нефть к концу текущего года, каждая компания хочет обезопасить себя. Те капиталы, которые они могли и должны были бы направить в геологоразведку, размещаются в тех секторах экономики, где повышена доходность, и перспективы могут быть реализованы быстрей, полагает г-н Егоров.
Кроме сокращения инвестиций, впервые в этом тысячелетии нефтяные концерны вынуждены закладывать в бюджет более низкие цены на нефть и объемы производства, отмечает Dagens Naeringsliv. Ранее в бюджет опрошенных компаний закладывалась средняя цена нефти на долгосрочный период на уровне $68 за баррель. Сейчас корпорации строят расчеты, исходя из средней стоимости нефти $57 за баррель.
«Во-первых, тысячелетие, как бы глобально это ни звучало, это последние 9 лет. В 90-ые годы или в начале 2000 года закладывались еще более низкие цены», – утверждает Павел Сорокин. Такие цены отражают настроения рынка на текущий момент. Анализ рыночной ситуации показывает, что экономические показатели постепенно улучшаются, поэтому цены года через два могут быть пересмотрены вверх.
На практике нефтяные компании рассматривают несколько сценариев – худший, средний и лучший, и в зависимости от этого осуществляют финансирование и закладывают цены в бюджет. По мнению Дениса Борисова, пока у компаний по-прежнему существуют опасения, что те цены, которые они рассматривали как средний сценарий, то есть $60-$70 за баррель, не устоят. Сохраняются опасения, что рецессия будет более длительной, и цены будут ниже текущих значений к уровню $40 за баррель. Поэтому пока нефтяные компании будут отказываться от тех проектов, которые в условиях $40-$50 за баррель убыточны и не принесут прибыли.