Финансовый спад открывает для международных нефтяных компаний новые возможности
Глобальный финансовый кризис и неопределенность в долгосрочной динамике цен на нефть открывают для международных нефтяных компаний доступ к новым проектам и запасам, а национальные нефтяные компании готовятся к волне сделок в области слияний и поглощений. Об этом говорится в ежегодном исследовании компании КПМГ.
«Ежегодная отчетность международных нефтяных компаний свидетельствует о том, что они серьезно пострадали от экономического спада. Однако наше исследование показывает, что меняющаяся ситуация на рынке изменяет и соотношение сил между национальными и международными нефтяными компаниями, особенно в таких областях, как реализация новых проектов и осуществление сделок», – комментирует Евгений Слуцкий, партнер КПМГ в России и СНГ, руководитель аудиторской практики по нефтегазовому сектору.
Основными факторами перестановки сил в пользу международных нефтяных компаний по отношению к национальным являются три фактора: операционная эффективность, бюджетная, социальная нагрузка и доступ к финансированию. Об этом «Капитал.kz» рассказал Леонид Балановский, партнер отдела сопровождения корпоративных сделок КПМГ в России и СНГ. Более высокая операционная эффективность международных компаний позволяет лучше контролировать текущие и капитальные затраты. Бюджетная или социальная нагрузка, в целом более свойственная нацкомпаниям, уменьшает гибкость в принятии и реализации управленческих решений и увеличивает затраты национальных нефтяных компаний. Доступ к финансированию критичен для осуществления инвестиций в разведку и разработку новых запасов и при поглощениях. «Как следует из сказанного, перестановка сил будет происходить как между международными и национальными нефтяными компаниями, так и внутри каждой «номинации». Например, мы видим, что китайские нацкомпании имеют прекрасный доступ к финансированию, а социальная нагрузка частных российских нефтяных компаний относительно высока», – отмечает г-н Балановский.
В сложившейся ситуации, когда привлечение финансирования крайне затруднено, приобретать активы могут лишь компании, имеющие доступ к финансовым ресурсам. Такое мнение «Капитал.kz» высказал Томас Бек, директор группы по слияниям и поглощениям КПМГ в России и СНГ. Если у компании есть доступ к таким ресурсам, она находится в более выигрышном положении по сравнению с другими и может покупать активы, которые ранее приобрести не могла в силу конкуренции со стороны других покупателей, либо требуемые активы попросту не были представлены на рынке, так как у их владельца не было необходимости продавать их.
Кроме того, в условиях кризиса перед международными нефтяными компаниями открываются возможности приобретать активы (как запасы, лицензии, так и действующие компании отрасли) по более низким ценам, отмечает Леонид Балановский. Также ожидается, что национальные нефтяные компании будут более охотно идти на создание совместных предприятий с международными нефтяными компаниями.
Тем не менее, как отмечается в исследовании, нынешний виток не обещает такой же активности, которая наблюдалась в конце 1990-х. Тогда в связи с обвалом цен на нефть был совершен целый ряд мегасделок по слиянию, участниками которых были такие компании, как Exxon Mobil, BP Amoco, BP Arco и Total Elf.
«Хотя большинство международных нефтяных компаний стремится извлечь максимум пользы из укрепления своих позиций, мы не думаем, что стоит ожидать повторения каскада очень крупных сделок, как это произошло в 90-х годах», – говорит Томас Бек. Ожидается, что большинство сделок будет осуществляться на суммы, не превышающие $20 млрд., что является очень крупной суммой для других отраслей, но ожидать повторения сделок величиной свыше $40 млрд., как это было десять лет назад, вряд ли стоит. По мнению представителей компании КПМГ, сделок глобального характера на данный момент не ожидается, но вероятны сделки меньшего масштаба, при этом преобладать будут сделки по слиянию и поглощению.
В настоящее время международные нефтяные компании имеют достаточно финансовых средств и доступ к заемному капиталу, однако ключи к большей части запасов находятся в руках национальных нефтяных компаний. В этой ситуации сделки по слиянию различных международных нефтяных компаний скорее усугубляют проблему, чем решают ее. А поскольку национальные компании не продаются, от мировых, вероятнее всего, стоит ожидать активизации работы по созданию совместных предприятий.
Исследование показало, что и национальные, и международные нефтяные компании, вне зависимости от надежности своих позиций и наличия финансовых средств, реализуют программы сокращения затрат.
«Все компании в отрасли испытывают беспокойство относительно дальнейшего движения цен на нефть и принимают агрессивные стратегии по сокращению затрат», – отмечает Борис Львов, глава консультационной практики по работе с компаниями нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ. По его словам, исследование, проведенное КПМГ, дает возможность частным и государственным компаниям, к примеру в России, сравнить свои показатели, в том числе по такому ключевому показателю как затраты по извлечению углеводородов (лифтинг), с другими странами.
Главной проблемой является сложность сравнения аналогичных показателей операционных расходов ввиду различных подходов, используемых нефтяными компаниями к их расчетам, и различных характеристик месторождений (доступность, стоимость транспортировки, качество нефти и т.д.). Опыт показывает, что международным нефтяным компаниям легче реализовывать программы сокращения затрат, чем национальным, поскольку правительства не оказывают на них столь же серьезного давления по вопросам минимизации сокращения персонала. При этом и национальные, и международные нефтяные компании единодушны и по максимуму используют ситуацию с падением цен для того, чтобы добиться снижения цен своих поставщиков и внешних подрядчиков.