но содержание образования надо менять
В этом году по индексу развития образования Казахстан занял первое место в мире, опередив обычно лидирующие страны. «По индексу развития образования Казахстан в этом году занял первое место в мире из 125 стран, опередив США, Германию, Италию», – говорит Жансеит Туймебаев, министр образования и науки республики.
Как он считает, этому способствовало лидерство казахстанских школьников на международных школьных олимпиадах. Сейчас большое внимание уделяется международному сотрудничеству. По словам Серика Ирсалиева, официального представителя Министерства образования и науки РК, развитие международного сотрудничества является приоритетным для ведомства.
По его словам, на данный момент в области образования заключено 60 международных договоров с 28 государствами и международными организациями и 71 международный договор с 35 государствами и международными организациями – в сфере науки. Прямые связи с зарубежными партнерами имеют более 150 казахстанских организаций образования и науки.
Ежегодно за рубежом обучаются около 30 тысяч казахстанцев в 34 странах, не считая студентов программы «Болашак». Наибольшим спросом пользуется образование в России – 12.5 тыс. человек. На второе место вышел Китай – 3,5 тыс. Затем идут Великобритания, США, Турция, где ежегодно обучаются примерно по 1000 граждан Казахстана. Чуть меньше – 900 человек обучается в Германии. 714 – в Чехии, 500 – в Польше.
«Впервые Казахстан в этом году получил высокую оценку международных экспертов – 1-ое место по индексу развития образования (ИРО). Значение ИРО является средним арифметическим четырех показателей: охват всеобщим начальным образованием, уровень грамотности взрослых, гендерный паритет и доля учащихся, доучившихся до последнего класса начальной школы», – говорит г-н Ирсалиев.
К настоящему времени 18 казахстанских университетов подписали Великую Хартию Университетов.
По словам аналитиков, несмотря на успешные международные отношения в области образования, качество оставляет желать лучшего.
Как считает Сауле Каликова, консультант по образованию института «Открытое общество», фонд Сорос-Казахстан, необходимо менять содержание образования, учебные программы и планы школ. «Результаты образования – это не просто усваивание знания по отдельным предметам, а широкий перечень знаний, которые ученик получает, выйдя из школы», – рассказывает г-жа Каликова.
По ее мнению, выпускник не только должен приобрести знания, но и уметь применять их в определенных ситуациях. Сейчас таких навыков в школах не дают.
«Все наши тесты проверяют просто учебную программу, что выучил и что ответил. И вся наша система на этом и построена. Вся система образования в мире пошла уже дальше, они уже задали следующий вопрос. Ты получил знания и, следующий вопрос, что ты с этими знаниями будешь делать», – говорит Сауле Каликова. (См «Капитал.kz» №32 (219).
В свою очередь г-н Туймебаев подчеркнул, что, несмотря на мировой экономический кризис, в республике продолжается строительство школ и усовершенствование материально-технической базы школ и колледжей, передает агентство «Интерфакс-Казахстан».
По его словам, до конца года в Казахстане будет построено 105 новых школ. «На ремонт школ в этом году выделены колоссальные средства – порядка 27 млрд. тенге. С 2007 года увеличились затраты на содержание детей в дошкольных детских учреждениях в 1,3 раза, в общеобразовательных школах – в 2,1 раза, в профессиональных лицеях – в 2 раза», – говорит министр.
Кроме того, в школах в текущем году оборудовано более двух тысяч мультимедийных кабинетов. В настоящее время обеспеченность школ учебниками составляет 98%, 31% школ подключены к интернету.
Дефицит же мест в дошкольных организациях только по Алматы составляет 24,5 тыс., сообщает агентство «Казахстан сегодня». «На сегодняшний день одним из актуальных вопросов среди горожан является дошкольное воспитание. С целью решения проблем дефицита мест в детских садах в текущем году в Алматы впервые за последние 20 лет построены 4 новых детских сада на 480 мест. В настоящее время ведется строительство еще 3 садов. Возвращено в коммунальную собственность – 4. Таким образом, сегодня в Алматы более 30 тыс. детей посещают 163 детских сада. Вместе с тем дефицит мест в дошкольных организациях составляет 24,5 тыс.», – сообщает пресс-служба
В 2008 – 2009 годы в городе построены 3 новые школы на 1200 мест каждая в микрорайонах «Кулагер», «Калкаман», «Улжан». Кроме того, возведены пристройки к зданиям школ №66, №104, на 400 мест каждая. Это позволило сократить дефицит ученических мест до 11 тыс., то есть на 4400.
За 2008 – 2009 годы на капитальный ремонт школ, в том числе сейсмоусиление, затрачено 5 млрд. 247 млн. тенге.
«Для решения вопроса обеспечения педагогов жильем в 2008 – 2009 годы акиматом города выделено 45 муниципальных квартир, а также 445 в рамках государственной программы развития жилищного строительства. 80 педагогов поощрены 50%-й надбавкой от базового должностного оклада за творческую и результативную работу. На эти цели из местного бюджета выделено 4,2 млн. тенге», – информирует пресс-служба.
2 млрд. 30 млн. тенге предусмотрено местным бюджетом на организацию полного бесплатного горячего питания учащихся начальных классов, что почти на 50% больше по сравнению с 2008 годом.
По данным Министерства образования и науки РК, общее число школьников в Казахстане в этом году превышает два с половиной миллиона; Количество первоклассников, по данным на 1 августа 2009 года, составило 297 584 человека.
Предполагается, что в 11-й класс в этом учебном году пошли 154 290 школьников, которые станут выпускниками 2010 года.