Дорогой наш бензин
АВТОР

01.10.2009 • 21:22 893

Дорогой наш бензин

В стране вновь отмечена дестабилизация цен на ГСМ

В Казахстане случился очередной осенний дефицит моторного топлива. Согласно данным информационных агентств, самый сильный скачок цен, как всегда, произошел в Шымкенте. Однако во вторник акиматом Южно-Казахстанской области (ЮКО) достигнута прямая договоренность с поставщиком – компанией СП «Тургай Петролеум» и в ближайшие дни для стабилизации рынка ГСМ поставит в ЮКО 13 тыс. тонн топлива. Этого объема должно хватить на две недели.

«Тургай Петролеум» заключает договоры на поставку топлива с девятью крупными операторами области, которые затем будут распределять ГСМ по АЗС. «Все операции будут проходить под контролем акимата, и после этой работы цены должны упасть», – подчеркнул Ерлан Айтаханов, заместитель акима ЮКО.

Напомним, в начале недели, в течение последних двух суток, все марки бензина в Шымкенте подорожали в среднем на 20%. Розничная стоимость одного литра Аи-92 достигла уже 100 тенге, Аи-96 – 120 тенге. При этом большинство автозаправочных станций (АЗС) обслуживают только тех, у кого есть талоны. В розницу АЗС практически не торговали, сообщил Кайыпбек Камбаров, председатель ассоциации АЗС Южно-Казахстанской области «Жанар Жагармай».

По его словам, из четырех поставщиков, определенных для ЮКО министерством энергетики и минеральных ресурсов, свои обязательства выполняет только торговый дом «ПетроКазахстан». «ТОО «Гелиос» несколько дней назад перешло на обслуживание только по талонам, а у них была большая клиентура. А «Тургай Петролеум» и «Казгермунайгаз» последние два месяца вообще ни грамма бензина не поставили. Вот и дефицит, поэтому и цены растут», – поясняет г-н Камбаров.

Между тем правительство пытается решить проблему дефицита традиционными административными мерами. «Агентству по защите конкуренции (АЗК) совместно с акимами областей необходимо осуществлять постоянный контроль за розничной ценой угля, а также принимать меры по недопущению сговора и установлению на него высоких цен. Это же касается нефтепродуктов», – такое поручение дал госорганам премьер-министр Карим Масимов в ходе селекторного совещания в правительстве в понедельник. «Чуть где-то ослабишь внимание, сразу этим пользуются», – посетовал премьер.

АЗК оперативно отреагировало на поручение. Уже во вторник агентство провело селекторное совещание с участием Минэнерго и компаний-доминантов на рынке ГСМ. На этом совещании случилось практически невероятное: государственные органы признали, что топливный рынок страны монополизирован. Правда, показать стране, кто является монополистом, и кто виновен в росте цен на бензин – руководство агентства так и не решилось. «При анализе сложившейся ситуации было установлено, что субъектами-доминантами цены на ГСМ не повышались, дестабилизация цен вызвана наличием множества посредников на данном рынке», – сообщила пресс-служба АЗК по итогам совещания.

В результате тем же самым компаниям-доминантам предложили дефицит бензина восполнить, видимо, за их счет, что вызывает сомнение в реализации. А министерство энергетики и минеральных ресурсов выступило с предложением организовать толлинговые операции с НПЗ России и Китая для переработки там казахстанской нефти с последующей продажей ее в Казахстане. Кто этим будет заниматься, и какие льготы и преференции может получить оператор данных операций, также пока не сообщается.

Между тем по независимой оценке, дефицит ГСМ во многом сложился из-за экспортной политики Казахстана. Такое мнение высказал один из представителей компаний-поставщиков топлива, пожелавший остаться неизвестным. По его данным, сегодня в Казахстане действует таможенный режим, который благоприятствует экспорту нефти. Так, экспортный платеж с 1 тонны «черного золота» составляет всего $44,86 (с 12 сентября 2009 года). В России такой же платеж с 1 сентября 2009 года составляет $238,6.

Такой тариф был введен в период максимального снижения цен на нефть для максимального увеличения объема экспортных платежей, что, в свою очередь, должно было поддержать государственный бюджет. В результате это резко сократило предложение нефти для казахстанских НПЗ, что, соответственно, привело к сокращению предложения ГСМ на рынке.

Косвенно эту точку зрения доказывает и г-н Камбаров. По некоторым данным, «Тургай Петролеум» и «Казгермунайгаз» продали всю нефть российским компаниям. Это и не позволило им обеспечивать поставки сырья на Шымкентский НПЗ. Тот же «Казгермунай» обеспечивает более 25% объемов сырья для ТОО «ПетроКазахстан ойл продакт» (ШНОС). Исчезновение такого крупного поставщика нефти и привело к резкому сокращению производства топлива на этом НПЗ, что могло спровоцировать дефицит.

С чем связана такая благоприятная экспортная политика РК в отношении нефти? При сравнении стоимости различных нефтекомпаний в России и Казахстане бросается в глаза разница в стоимости компаний. В среднем, при большей удаленности от коммуникаций, казахстанские компании оцениваются выше, чем аналогичные российские предприятия. Прежде всего, это связано с разницей налогового режима двух стран. Можно ли из этого сделать вывод, что благоприятный налоговый режим держится для привлечения иностранных компаний и инвестиций в сектор добычи нефти в Казахстане?

С другой стороны, возможной причиной роста цен на ГСМ может являться и период смены собственника в АО «Павлодарский нефтехимический завод». АО «НК «КазМунайГаз» объявило о том, что оно стало собственником 100% акций предприятия. Более того, по некоторым данным, «КазМунайГаз» намерен приобрести и компанию «Гелиос» – владельца сети АЗС и топливных баз Helios. Каким образом проходит этот процесс – пока совершенно непонятно, что также вызывает множество вопросов.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бензин АЗС ГСМ цены на бензин

01.10.2009 • 21:22 893

Поделиться
Дорогой наш бензин
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus