В период финансового кризиса актуализировался вопрос, связанный с привлекательностью развивающихся рынков для инвесторов. В последнее время интерес глобальных инвесторов к развивающимся рынкам заметно вырос. Связывают аналитики такую тенденцию с тем, что emerging markets имеют более высокий коэффициент бета, чем развитые рынки, то есть сейчас они растут значительно быстрее на волне всеобщего оптимизма. Кроме того, повышению спроса на активы развивающихся стран способствуют рост аппетита к риску и «бегство» от доллара.
Как отметил Владислав Мартынов, генеральный директор SAP СНГ, казахстанский рынок очень привлекателен, поскольку здесь политическая стабильность, понятная, предсказуемая, прозрачная политика государства по отношению к бизнесу. «Кроме того, стоит отметить огромный потенциал у рынка для дальнейшего роста, – подчеркнул г-н Мартынов. – Для SAP и для инвесторов в целом Казахстан и Центральная Азия – это стратегически важный регион».
Представительство SAP в Казахстане работает уже 12 лет, в СНГ – 17 и является в этом регионе лидером рынка решений для управления предприятиями. По данным отчета IDC, доля компании на рынке составляет 53,9% (октябрь, 2009). В 2008 году компания SAP в странах СНГ заключила 548 контрактов, причем 201 контракт был подписан с предприятиями МСБ. На долю нашей страны приходится порядка 90% всех продаж SAP в регионе.
Если говорить о финансовых показателях SAP AG, то совокупный доход за 2008 год составил 11,73 млрд. евро, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 19%. Доход от продаж программного обеспечения за 2008 год составил 3,61 млрд. евро, что на 10% выше по сравнению с 2007 годом.
«Последний год стал временем испытаний на прочность, но также и временем больших возможностей, которые требуют новых подходов в решении поставленных задач, – рассказывает Владислав Мартынов. – И мы готовы предложить программные продукты, которые охватывают всю совокупность бизнес-процессов, характерных для современного управления как частным бизнесом, так и государственными организациями».
Так, за 12 лет работы в Казахстане SAP внедрил передовые решения для управления бизнесом более чем в 70 предприятиях государственного и частного секторов. В первую очередь это предприятия нефтегазового комплекса (АО «НК «КазМунайГаз», АО «ТД «КазМунайГаз», АО «РД «КазМунайГаз», АО «Интергаз Центральная Азия», АО «КазТрансГаз», AGIP Kazkahstan. BP, Shell и др.), компании, производящие товары народного потребления (АО «Химфарм», Efes, АО «Филипп Моррис Казахстан» и др.), финансовый сектор (АО «Цеснабанк», Нацбанк РК, АО «Астана Финанс» и др.), транспортная отрасль и логистика (АО «Международный аэропорт Алматы») и т.д.
Как видно, компания реализует десятки проектов внедрения решений SAP практически во всех отраслях экономики Казахстана. Это связано с тем, что сегодня бизнес-приложения как сегмент не стоят на месте, они постоянно развиваеюся. «Требования бизнеса на сегодняшний день определяются обладанием аналитики и инструментария взаимодействия с клиентами. Кроме того, есть еще много нишевых вещей, которые становятся ключевыми для успешного развития бизнеса. Ведь сегодня технологии приходят туда, где их не было раньше, – рассказывает генеральный директор SAP СНГ. – И мы как ответственный лидер должны отслеживать тенденции и приобретать такие компании, которые создают инновационные продукты, чтобы расширять нашу продуктовую линейку, тот функционал, который мы предлагаем, и те возможности, которые ожидают от нас наши клиенты».
Как пример можно привести дружеское поглощение Business Object компанией SAP. Стоимость сделки для SAP составила 5 млрд. евро. Сейчас компания ведет переговоры, но ведет их целенаправленно, учитывая потребности страны клиентов.
Что касается рынка Казахстана, то наибольшим спросом пользуются продукты аналитики. Это, как отмечают в компании, «единый взгляд» на предприятие, на его ключевые показатели, инструменты бюджетирования и планирования, консолидация данных, управление рисками внутри предприятия.
В целом у SAP очень продуманная и четкая стратегия приобретения. «Мы обладаем лучшим решением для управления предприятием в мире. Нам не надо делать множество покупок, так как мы покупаем только те решения, которые дешевле купить, чем разработать», – пояснил г-н Мартынов.