Если государство создаст выгодные условия для финансирования в области культуры, компании будут действительно объективно мотивированы и во многом ответственны за развитие культуры. Но пока государство никого не мотивирует, что позволяет культуре вариться в собственном соку. О том, что происходит в отечественном арт-менеджменте, мы спросили у Вероники Насальской, директора театра «ARTиШОК».
– Какие тенденции на сегодняшний день существуют в арт-менеджменте?
– Вы имеете в виду мировые тенденции арт-менеджмента или тенденции центральноазиатского региона? Это совершенно разные вещи.
– Если можно, расскажите поподробнее о мировых тенденциях арт-менеджмента и тенденциях в центральноазиатском регионе.
– Мировые тенденции в арт-менеджменте – это очень широкая тема. Если говорить глобально, то, конечно, вещи, которыми занимается арт-менеджер в Центральной Европе и Восточной Европе, отличаются от того, чем заняты арт-менеджеры Западной Европы. Менеджеры СНГ, и Центральной Азии только пытаются создать какой бы там ни было менеджмент.
На сегодняшний день очень серьезно стоит вопрос отсутствия кадров в области арт-менеджмента в ЦА, то есть практически не существует профессиональных учебных заведений, которые бы готовили менеджеров в области культуры. Это самая большая проблема. Там, где их якобы готовят, на самом деле образование достаточно скудное и слабо опирается на современные реалии. Еще один серьезный фактор, который тормозит сегодня развитие арт-менежмента в данном регионе – это малое количество культурных организаций. У нас катастрофически мало театров! Поэтому большинство современных тенденций в принципе не являются для нас актуальными. В мире есть огромное количество культурных институций, которые способствуют развитию исполнительского и аудиовизуального искусства. Таких институций в Центральной Азии практически не существует. И поэтому у наших менеджеров нет возможностей работать с этими инструментами, для того чтобы управлять культурой.
Одной из основных необходимостей сегодня является серьезная реконструкция культурной политики региона. Есть несколько государственных структур, которые на сегодняшний день уже не удовлетворяют потребностям культурного рынка. Например, в области театра таковой структурой является Союз театральных деятелей, деятельность которого вряд ли можно назвать адекватной сегодняшним реалиям. Сейчас в ряде стран постсоветского пространства, например, в России очень остро встал вопрос изменения структуры культурной политики государства.
Да и в целом все, что связано с культурной политикой во всех странах мира, функционирует совершенно по-разному. Так, культурная политика США, Великобритании и Японии – это совершенно разные вещи, которые выстраиваются по очень конкретным, подходящим для данного государства законам. В нашей стране культурная политика представляет собой остаточное явление постсоветского периода, потому что пока новая система и структуры управления не созданы.
Огромной проблемой нашего региона является отсутствие каких-либо связей между негосударственным культурным сектором и государством. Это очень сложно и непродуктивно для развития, потому что большая часть культурных инициатив остается за бортом финансовой поддержки государства. Таким образом, искусство в Казахстане начинает разделяться на так называемое «традиционное» и «современное». И большую часть современной культуры государство, к сожалению, не только не финансирует, но об ее существовании просто не знает. Или представители министерства культуры узнают об этом из каких-то третьих источников, но не контролируют, не находятся в буквальных процессах формирования этих потоков.
– На Ваш взгляд, развивается ли арт-менеджмент в Казахстане?
– На сегодняшний день в Казахстане происходит очень много интересного. Те, кто говорят что в Казахстане, в Алматы ничего не происходит в области культуры, те либо лукавят, либо не знают. Происходит достаточно много интересных событий, но этого явно недостаточно. Есть культурные инициативы, а значит, есть менеджеры, которые эти события организуют. Много очень интересных проектов среди художников, денс-проектов, много интересных проектов музыкальных.
– Вы не могли бы привести примеры именно на Вашем театре?
– То, что было актуально 9 лет назад, когда театр «ARTиШОК» начинался, во многом изменилось. Нашими основными задачами были совершенно другие вещи, чем те, которыми мы заняты сейчас. Это связано с тем, что ситуация изменяется, и в определенный период на смену прежним концепциям пришла необходимость в большом количестве обучающих проектов, мы провели конференции, мастер-классы, семинары. Наш ситуационный анализ позволяет говорить о том, что в культурном поле Центральной Азии есть очень серьезная необходимость в создании центров экспериментального искусства, которые бы объединяли исполнителей и давали возможность реализовывать свои проекты. У нас почти не существует свободных площадок или открытых театральных центров, как, например, в России, в Москве – Центр Мейерхольда, площадка СТД. Это не репертуарные театры, это места, куда группы режиссеров и не только могут прийти для того, чтобы играть свои экспериментальные, независимые или совместные коопродукционные проекты. Потому что у каждого театра есть определенная политика, и все, что выходит за пределы, сложно представить без существования формата.
В Казахстане очень мало театров. Например, в таком городе как Алматы с двухмиллионным населением нормально иметь 300, если не 500 театров. У нас же их можно набрать 15 максимум, а фактически и того меньше. Вы представляете, насколько разрежена культурная атмосфера города? Тем не менее, культурные инициативы есть, и есть необходимость у людей, которые занимаются искусством и артом, сегодня приходить, делать что-то и находить единомышленников. В такой ситуации люди, прежде всего, идут туда, где им кажется наиболее возможным реализовать свою творческую деятельность. И поэтому в течение последних лет в театр «ARTиШОК» приходят актеры, музыканты и целые творческие коллективы в области исполнительского искусства. И не только исполнительского искусства, но и искусствоведы, люди, которые являются модераторами художественных выставок… Именно они предлагают «ARTиШОКу» на нашей площадке организацию определенных проектов. Именно спектр разных событий, который притягивает зрителей, у нас является актуальным на сегодняшний день. Буквально неделю назад закончился уличный фестиваль «Место в городе», который проводил театр «ARTиШОК» совместно с кыргызскими партнерами в течение двух дней. Так, на улицах нашего города проходили уличные спектакли французских, бельгийских, немецких театров, которые мы привезли. С огромным успехом фестиваль собирал по тысяче человек на шоу. Сейчас мы заняты сбором позитивной информации и отзывов и планируем продолжение проекта в следующем году.
– Насколько можно театр рассматривать с точки зрения бизнеса?
– Культура не является бизнесом априори. Арт и бизнес – это вещи, которые могут работать в партнерстве, но которые ни до какой степени не являются синонимами. Бизнес по определению это то, что приносит прибыль. Культура по определению прибыль приносить не может, а, наоборот, она нуждается в дополнительном финансировании.
– Значит, на этом нельзя заработать?
– Сам продукт, культурный продукт не может приносить прибыль, но это не значит, что люди, работающие в области культуры, должны ходить без денег, без штанов. Культура – это один из инструментов воздействия, формирования, воспитания. Это то, что конкретно работает с общественным сознанием, формирует и складывает, образовывает. Это то, что является прямой необходимостью для того, чтобы наше общество перешагнуло за грань примитивного капитализма, как, например, в некоторых развитых странах Западной Европы. Эти страны уже по своему признанию переходят за грань «постматериалистического» общества, когда большее количество денег тратится не на материальные ценности, а на культуру, образование, коммуникации. Как только большее количество бюджета страны предоставляется именно в эту область, можно сказать, что страна перешагнула указанную границу.
– На Ваш взгляд, можно ли вкладывать инвестиции в театр, в искусство?
– Можно, но для этого опять же государство должно создать такие условия, чтобы людям в бизнесе было выгодно. Например, в США компания, которая финансирует культуру, освобождается от части налогов, что автоматически становится выгодным для них. Для государства это выгодно по той простой причине, что часть культуры финансируется из внешних источников. У нас такие условия не созданы. Любой бизнесмен скажет: «Что я получу взамен?», и театр изыскивает возможности. Но если государство создаст выгодные условия для финансирования в области культуры, эти компании будут действительно объективно мотивированы и во многом ответственны за развитие культуры.
Культура не является бизнесом априори
Если государство создаст выгодные условия для финансирования в области культуры, компании будут действительно объективно мотивир...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.