USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
98508.20$
+426.800

Страхование – не повод думать о плохом

Лояльность казахстанского потребителя к страхованию нуждается в повышенииПо состоянию на 1 ноября 2009 года приостановлена деяте...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Лояльность казахстанского потребителя к страхованию нуждается в повышении

По состоянию на 1 ноября 2009 года приостановлена деятельность 8 организаций по предоставлению страховых и перестраховочных услуг. Некоторые эксперты отмечают, что количество страховых компаний в Казахстане может снизиться на 20% в течение 5 лет. Но рынок казахстанского страхования таит в себе немалые перспективы как в сегменте добровольного страхования, так и в части обязательных видов страхования. Хотя в обоих видах страхования существуют проблемы и сложности.

Например, один из самых массовых видов страхования – обязательное страхование ГПО владельцев транспортных средств – за последние 5 лет показал хорошую динамику роста. За 9 месяцев 2009 года объем страховых премий в этом сегменте составил 13053,5 млн. тенге, что превышает показатели 2008 года на 4%. Но после принудительного прекращения деятельности в судебном порядке АО «СК Алтын Полис», на долю которого приходилось 23% от всего объема страхования ГПО владельцев транспортных средств, обнажилось множество проблем в одной только этой отрасли страхования.

Вчера руководители страховых компаний обсудили текущую ситуацию. С момента ликвидации АО «СК Алтын Полис» до 3 ноября 2009 года обязательства по выплатам ГПО владельцев транспортных средств и ГПО перевозчика перед пассажирами приняло на себя АО «Фонд гарантирования страховых выплат». Активы этого фонда формируются из обязательных взносов страховых компаний-участников. И в соответствии с порядком фонда компания-участник должна перезаключить со страхователем ликвидируемой страховой компании договор на не истекший период действия договора обязательного страхования. В результате прецедент с АО «СК Алтын Полис» продемонстрировал, что механизм обмена полисов требует доработки. Так как из 100% страхователей, обратившихся за переоформлением полисов, по ряду причин страховые компании смогли переоформить только 45%. Поэтому было предложено разработать единую для всех страховых организаций, фонда и ликвидационной комиссии инструкцию по порядку действий в случаях принудительного прекращения деятельности страховой организации. 

По мнению Мурата Кылышпая, управляющего директора АО «СК Нефтяная страховая компания», причиной дефолта страховщика стали высокая убыточность (138% за 2008 год) и большая доля ОС ГПО ВТС (74% совокупного страхового портфеля). С целью увеличения доли на рынке было увеличено вознаграждение агентов до 50% от страховой премии. Результатом стало формирование страховых резервов на уровне 35-40% (обычая практика не менее 60%) с учетом других расходов – это недостаточный объем для полноценного урегулирования страховых случаев. Так что, по мнению страховщиков, крайне актуально законодательное ограничение размера агентского вознаграждения. Кроме того, участники брифинга отметили недостатки законодательства в части регулирования деятельности страховых агентов, так как существующая ситуация способствует полному отсутствию контроля продаж страховых полисов через агентов.

Дмитрий Жеребятьев, председатель правления АО «СК Коммеск-Омiр», отметил, что в числе важных задач, стоящих перед страховщиками, – разработка программ повышения лояльности клиентов, повышение сервиса, стимулирование страхователя к приобретению дополнительных страховых продуктов и популяризация страхования вообще.

С вопросами об уровне интереса казахстанцев к страхованию «Капитал.kz» обратился к Виктории Лысенко, директору Департамента развития бизнеса АО «Страховая компания «Сентрас Иншуранс».

– Как Вы можете охарактеризовать интерес населения к видам добровольного страхования?

– Проблема взаимоотношения страхового интереса к видам страхования у населения на протяжении многих лет носит дискуссионный характер. Люди так и не понимают основную цель страхования, а главное – не принимают его как один из факторов социальной защиты. Я считаю, что в некотором смысле здесь есть и вина страховщиков. Нежелание доводить до сведения населения информацию о средствах его финансовой защиты, тем самым, поднимая страховую культуру Казахстана, ведет именно к недопониманию потребителя, для чего ему это надо. Как правило, основная масса населения воспринимает страхование как бесполезную трату денег. Никто не задумывается о последствиях, которые могут возникнуть при непредвиденных обстоятельствах, чаще всего люди не хотят задумываться о плохом. Но, и не нужно думать о плохом, к страхованию нужно относиться как к распределению части своего бюджета, гарантирующего финансовую защиту.

– Какие виды страхования на сегодняшний день наиболее востребованы?

– Помимо обязательного страхования, предусмотренного законодательными актами Республики Казахстан, существует ряд добровольных видов страховых продуктов. На сегодняшний день наиболее востребованным является страхование автомобильного транспорта. Основным фактором популярности данного вида страхования послужило введение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Приобретая полис обязательного страхования, люди стали задумываться и о восстановлении ущерба собственного автомобиля. Также на рынке существуют программы добровольного страхования имущества, страхование от несчастных случаев, страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам. Например, в «Сентрас Иншуранс» разработаны программы страхования имущества, исходя из бытовой потребности населения. Не нагромождая всевозможными событиями, в программы были включены только самые необходимые риски, которые могут произойти в быту: проникновение воды из соседних помещений, пожары, аварии коммуникационных сетей, ответственность перед соседями.

– Наблюдается ли положительная или отрицательная динамика в увеличении или снижении объемов страхования населения

– В целом динамика на рынке имеет отрицательную тенденцию (спад по сбору премий примерно 17%), но по каждому отдельному классу страхования нельзя ответить однозначно. Например, по обязательным классам страхования мы видим положительные результаты, и в целом по окончании 2009 года ожидается рост объемов. А вот по добровольному имущественному страхованию отмечается некоторый спад, примерно на 26%. Отношение страховых премий на душу населения за 9 месяцев 2009 года составило 5304 тенге, что на 24% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Если в целом по рынку и наблюдается некоторое снижение объемов, то по каждой отдельно взятой компании нельзя сказать столь же однозначно. Например, показатели сбора страховых премий в «Сентрас Иншуранс» выросли на 41%.

В целом надо отметить, что у страховых компаний есть огромный потенциал развития бизнеса в Казахстане, несмотря на всю ситуацию на рынке, кризис и негативные прогнозы. И многие страховые компании показывают положительную динамику роста финансовых показателей.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.