НАТО стоит на распутье в попытке выбрать новую угрозу
Первый генеральный секретарь НАТО при создании организации в качестве главной цели назвал: «Сохранить русских вне, американцев внутри и не дать немцам подняться». То есть была выбрана политика сдерживания СССР и Германии, при этом заручившись глубокой поддержкой Соединенных Штатов. Времена меняются. Германия вступила в Альянс в 1955 году. После этого оставалось сохранить США в Европе и вместе противодействовать Советскому Союзу.
Теперь нет и СССР. И встал резонный вопрос: против кого дружить? The Washington Times обозначает проблему таким образом, что расширение НАТО и Евросоюза помимо преимуществ вызвало новые вопросы относительно предназначения этих организаций и их способности принимать решения. Напомним, что только в 2000-х годах Альянс принял в свои ряды 9 новых стран, хотя до этого момента общее число участников было всего 19, то есть увеличение произошло более чем на треть. При этом за десять лет 12 бывших стран-сателлитов СССР вступили сначала в Организацию Североатлантического договора, а затем в Европейский союз. То есть Альянс принимает в свои ряды страны, в том числе, против которых и создавался. Естественно, назрела потребность в изменении принципов существования. Сформированная в 1999 году Стратегическая концепция определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:
– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств–членов НАТО;
– способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.
Джайлс Меррит (Giles Merritt), директор двух брюссельских организаций – «Программа безопасности и обороны» и «Друзья Европы», заявил WT: «Кто враг? Каково предназначение НАТО сегодня, когда больше не существует Варшавский договор, и нет крупных традиционных конфликтов? Эти вопросы беспокоят всех и каждого». Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, в свою очередь, отметил затруднение в решениях в отношении России в связи с принятием в свои ряды новых членов. Ведь, к примеру, Прибалтика, Польша известны своим непримиримым отношением к бывшему центру социалистической идеологии. Из последних событий можно отметить вопрос о размещении американской системы противоракетной обороны, при отказе от размещения которой в Польше и Чехии США получили массу недовольных мнений от стран «молодой Европы». В альтернативном варианте ПРО эти страны согласились участвовать только после того, как Джо Байден, вице-президент Соединенных Штатов, лично побывал в Варшаве и Праге.
Специалист по бывшему Советскому Союзу из Европейского совета по международным отношениям Эндрю Уилсон отметил, что если старая Европа хочет расширения операций за пределами театра военных действий НАТО, то новая Европа отдает предпочтение более традиционной обороне передовых рубежей, считая, что главная угроза исходит от России.
Ситуация, когда две части одной организации живут в разных временах, с разной идеологией не может не вызывать противоречия внутри этой организации. Страны «старой Европы» и США стоят перед выбором. С одной стороны, вновь принятые страны являются хорошим подспорьем в деле продолжения миротворческой миссии в Ираке и Афганистане и хранителями жесткой позиции. А с другой стороны, прагматизм Западной Европы не находит реальных путей для взаимодействия с Россией, так как принципы ЕС и НАТО предполагают необходимость считаться со всеми странами, входящими в эти союзы. Именно поэтому, из-за протеста нескольких стран Турция не может войти в Европейский союз, несмотря на все усилия со своей стороны, а вступление Македонии в НАТО блокируется всего одной страной – Грецией.
В полноправные члены НАТО стремятся также давние «друзья» России Украина и Грузия. Понимая всю угрозу такого шага, Альянс до сих пор не предоставил этим странам план необходимых мероприятий для членства в организации.
Из-за наличия проблем и противоречий по самым незначительным поводам и началось переосмысление в Европе необходимости и возможного трансформирования Альянса. Осталось выбрать себе «врага». Россия на эту роль уже не претендует, да и не подходит в силу налаживания отношений с основными странами-участницами. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолетную технику.
Модернизировать Альянс нужно будет уже потому, что основные враги Европы сегодня не определенные государства, а межнациональные террористические объединения, наркокартели. Поэтому для борьбы с ними необходимо создать более мобильные подразделения с четкими, конструктивными и практическими задачами, но не наращивать военную мощь – это сэкономит огромные деньги и принесет реальную пользу.