Выгоден ли перенос производств технологически передовым промышленным компаниям индустриально развитых держав в Казахстан? Каковы должны быть приоритеты «локализации»? В какие системообразующие отрасли экономики необходимо проводить локализационные проекты? Эти и многие другие вопросы сегодня приобретают актуальность в свете расставленных президентом страны Нурсултаном Назарбаевым и Правительством Казахстана акцентов, направленных на диверсификацию экономики, развитие современного производства на казахстанской территории и т.д.
Слово «локализация» в русском языке до недавнего времени имело строго определенное значение, в целом – это сведение чего-то негативного, нежелательного к минимуму. Но всего несколько лет назад это слово приобрело совершенно новое, и, надо сказать, позитивное значение – перенос производства или услуг из одной страны в другую, в местные, локальные условия. Локализация в своем новом, позитивном значении очень важна для стран с развивающейся экономикой, с экономикой, переходящей из сельскохозяйственно-сырьевой фазы в фазу индустриального развития.
Ярким примером успешной стратегии локализации может служить Канада. Трудно в это поверить, но еще в конце 50-х эта страна была поставщиком пшеницы, древесины, нефти и газа и практически не имела собственного промышленного производства, а сейчас – это член большой восьмерки и страна с одной из самых успешных экономик в мире. Несколько раз подряд в 90-х годах Канада занимала первое место в мире – как самая удобная страна для проживания.
Республика Казахстан даже с первого взгляда напоминает Канаду – огромная территория, небольшое население, сконцентрированное в узких анклавах, богатейшие природные ресурсы, огромные незаселенные территории и мощные индустриально развитые соседи. Канада не постеснялась заимствовать сначала нефтегазовые, а потом и прочие технологии и на этой базе растить свое собственное индустриальное «я».
Этот пример показывает, насколько своевременно и правильно президент и Правительство РК взяли курс на диверсификацию экономики, на развитие современного производства на казахстанской территории, на все ту же, уже упомянутую выше локализацию. Со временем, с появлением подготовленных и обученных местных рабочих и инженерных кадров, данные «локализованные» производства и технологии приобретут собственно казахстанское «звучание», будут модернизированы и развиты и превратятся, рано или поздно, в собственные.
Каковы же должны быть приоритеты такой «локализации»? Кончено, отметать нанотехнологии и прочий «хай-тек» с порога не нужно, но задаться простым вопросом стоит – хватает ли в республике кадров для реализации данных направлений? Таких людей крайне мало, да и финансовые и организационные возможности страны в этих очень наукоемких производствах пока недостаточны. Другие страны в данных направлениях далеко ушли вперед, и одним «большим скачком» этот разрыв не одолеть. Значит, диверсификация экономики, локализация на своем первом этапе должны опираться на более традиционные технологии, те, с которыми уже более или менее знакомы наши производственники и инженеры, технологии, без которых мы не можем уже сегодня обойтись.
Импорт иногда даже простейшего технологического оборудования стоит республике миллиарды долларов. Наверное, когда мы едва сводили концы с концами в 90-е, у нас не было другого выхода, но сейчас, даже в период кризиса, у государства есть и продуманная политика, и финансовые, и организационные возможности развернуть эту ситуацию, что потихоньку начинает происходить.
В этой связи необходимо отметить и жизненно-необходимую важность государственно-частного партнерства. Привлечение к локализационным проектам самого активного слоя казахстанского общества – частных предпринимателей, которые в прямом смысле начали с нуля и создали многое в республике, важнейшее условие диверсификации экономики. Государство – регулятор и определитель приоритетов, а вот исполнителями этой политики могут быть только частные или государственно-частные образования. На нынешнем этапе развития общества – это оптимальная форма движения вперед.
Важный вопрос – выгоден ли перенос производств технологически передовым промышленным компаниям индустриально развитых держав в Казахстан? Ответ однозначен – да, и только да. Это снижение издержек из-за стоимости рабочей силы, из-за транспортных составляющих, из-за более низкой стоимости материалов и комплектующих на местах. И не случайно все ведущие крупнейшие корпорации мира заявили о своей поддержке курса республики на повышение казахстанского содержания в различных проектах. Например, корпорация «Дженерал Электрик», которая уже запустила сборку и производство локомотивов в Астане, подписала меморандум с «Самрук-Казына» и АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания» о локализации турбин класса 10 мегаватт и их последующем ремонте и обслуживании на базе завода ЗКМК в Уральске. Машины данного класса являются наиболее распространенными на казахстанских газопроводах. В ближайшей перспективе у республики появляется возможность самообеспечения ключевым видом оборудования и постепенного снятия импортной зависимости. Это только лишь один из примеров взвешенной и продуманной политики государства.
Подобные примеры нам нужны и в других системообразующих отраслях – сельхозмашины, нефтяное оборудование последнего поколения, а не то, что уже отжило свое лет 20 назад, пищевые и строительные технологии. Такие примеры есть, но они должны стать системными, важнейшими для государства. До сих пор идут разговоры о важном транспортно-транзитном потенциале Казахстана, но работа идет эффективно только там, где появляются государственно-частные образования, там, где энергия частного капитала опирается на поддержку государства, когда интересы сторон совпадают между собой, а не противоречат, как это зачастую бывает, друг другу.
Для качественного скачка в развитии страны нам нужны в первую очередь – воля и стратегия государства, во-вторых, массовое развитие государственно-частного партнерства, в-третьих – массовый экспорт передовых промышленных иностранных технологий и/или их лицензий на базу таких партнерств. Кроме того, локализация производств и технологий, плюс мощная поддержка государства в продвижении и сбыте новой продукции внутри страны и за рубежом, так как это делается на Западе и у наших соседей, и дальнейшее укрепление законодательной базы, предоставляющей льготы и преференции тем, кто действительно внедряет новые технологии, а не только клеит таблички made in Kazakhstan на чужой продукт.