Инерция бензиновой жадности
АВТОР

19.11.2009 • 20:08 780

Инерция бензиновой жадности

Ситуацию с ценами на ГСМ может обострить создание Таможенного союза

Разговоры о сложной ситуации на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Казахстане достигли критической точки. В минувшую пятницу во время «прямой линии» по этому вопросу жестко высказался президент страны Нурсултан Назарбаев, он дал поручение правительству и акимам областей предпринять меры для стабилизации цен на ГСМ на внутреннем рынке. «Получается, водители страдают, производители и продавцы бензина – злые люди, а чиновники оказываются в стороне. Я не хочу в таком спектакле принимать участие, надо разобраться», – сказал президент. При этом он распорядился доложить обо всех принятых мерах.

Корни сложившейся ситуации, как считают эксперты, находятся в уровне монополизации казахстанского рынка, и ключевым, в данном случае, является не розничный, а оптовый рынок ГСМ. По мнению Артема Новикова, аналитика ИК «Прогноз», рынок ГСМ в Казахстане можно считать высококонцентрированным. Такую ситуацию можно наблюдать уже в течение нескольких лет. На рынке определились три явных лидера – АО «Торговый дом «КазМунайГаз», ТОО «Гелиос» и «ПетроКазахстан». Вместе эти компании контролируют порядка 70% оптового рынка ГСМ.

В понедельник на селекторном совещании в правительстве премьер-министр РК Карим Масимов поручил Министерству энергетики и минеральных ресурсов Казахстана в течение трех дней внести предложения по регулированию цен на бензин, а правительству провести анализ развития отечественного рынка горюче-смазочных материалов в перспективе. Глава кабмина отметил также, что будет внесено предложение в правоохранительные органы относительно того, как наказывать виновных в росте цен на ГСМ.

В работе по стабилизации сложившейся ситуации премьер-министр выделил три основных пункта. «Первое – долгосрочная задача: к окончанию реконструкции трех заводов, то есть к 2014 году, в случае выполнения всех инвестиционных обязательств Казахстан будет полностью закрывать потребности всеми необходимыми нефтепродуктами, включая бензин, авиакеросин», – заявил Карим Масимов.

В среднесрочном периоде, между 2010 и 2014 годами, премьер поручил разобраться с тем, как «мы будем работать в условиях создания Таможенного союза и с учетом дефицита производства нефтепродуктов». По этим двум вопросам внести предложения глава правительства поручил до конца года.

«Краткосрочная задача – что мы будем делать в ближайшие недели и месяцы. В течение трех дней жду от вас предложений», – сказал Карим Масимов, обращаясь к министру энергетики и минеральных ресурсов Сауату Мынбаеву.

Как сообщает «Интерфакс-Казахстан», в свою очередь министр энергетики и минеральных ресурсов отметил, что созданная правительственная рабочая группа в составе госагентства по защите конкуренции, госагентства по регулированию естественных монополий и Минэнерго уже проводит эту работу. В частности, г-н Мынбаев сообщил, что в целях усиления административного контроля казахстанского бензина разработана он-лайн карта отслеживания. «Раньше мы этого не делали, но в условиях дефицита высокооктанового бензина с сентября приходится это делать», – сказал г-н Мынбаев.

Проблема еще и в том, что объемы внутреннего производства высокооктанового бензина не покрывают потребности рынка, ежегодно около 40% перерабатываемой нефти в Казахстане импортируется из России. С учетом цен на внешних рынках складывается стоимость на внутреннем. Регулирование, как считает министр энергетики и минеральных ресурсов РК, приведет либо к дефициту, так как дешевый бензин никто поставлять не будет, либо к ухудшению качества продукта. «Имеет место явление, когда за счет присадок из низкооктанового бензина, по сути, идет повальное «разбодяживание» и попытка делать высокооктановый бензин, и, как следствие, мы имеем на рынке низкооктановый бензин», – считает Сауат Мынбаев.

По мнению экспертов, целесообразно рассмотреть вопрос о модернизации отечественных НПЗ для переработки казахстанской нефти. Но для этого требуются большие финансовые объемы и государственная поддержка.

Ситуацию с ценами на ГСМ может обострить еще и тот факт, что с созданием Таможенного союза цены на казахстанском рынке нефтепродуктов будут сопоставимы с российскими.

«Здесь может быть некоторое различие по регионам, но мы вынуждены будем считаться с тем, что цены будут если не на одинаковом уровне, то будут испытывать взаимовлияние», – заявил Сауат Мынбаев. Это неизбежный результат создания Таможенного союза, добавил он.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бензин ГСМ Сауат Мынбаев цены на бензин

19.11.2009 • 20:08 780

Поделиться
Инерция бензиновой жадности
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus