Нефтеперегонный завод по производству искусства
АВТОР

19.11.2009 • 19:18 988

Нефтеперегонный завод по производству искусства

Огромный стеклянный склад произведений искусства в центре Парижа

Париж, пожалуй, одно из притягательных, а вместе с тем и самых посещаемых мест на Земле. Безусловно, в этом городе немало мест, на которые стоит посмотреть, но самой спорной и неординарной постройкой французской столицы по праву является Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду.

Центр носит имя своего основателя и президента Франции в 1969-1974 годах. Жорж Помпиду так говорил о своем проекте: «Я бы хотел, чтобы в Париже построили культурный центр, являющийся одновременно и музеем, и арт-лабораторией, где визуальное искусство присутствовало бы наравне с музыкой и литературой». Открытая 31 января 1977 года эта причудливая постмодернистская постройка вызвала немало споров и нареканий. Согласитесь, здание, представляющее собой прямоугольный ангар, опоясанный огромными разноцветными трубами, причем каждый цвет имеет свой код: синий – вентиляция, зеленый – водопровод, желтый – электричество, красный – эскалаторы и пассажирские лифты, поражает воображение. Наружные стены Центра им. Жоржа Помпиду абсолютно прозрачны, а внутренние перегородки – съемные.

Все внутренние коммуникации архитекторами Ренцо Пиано (Италия) и Ричардом Роджерсом (Великобритания) были вынесены наружу, дабы «показать машину» и максимально расширить полезную площадь помещений, а она составляет аж 100 000 квадратных метров на 8 этажах. Искусство, как известно, требует жертв, а средств весьма приличных: очень сложный и трудоемкий уход за зданием обходится ежегодно в 5 млн. франков. Несмотря на все затраты на постройку и обслуживание здания, девизом его архитекторов было «нести искусство и культуру человеку с улицы». Необычная архитектура здания, напоминающего, по признанию многих, нефтеперегонный завод, символизирует основное назначение центра – массовое «производство» и распространение культуры.

Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду составляет в длину 166 м, в ширину 60 м и в высоту 42 м – это многофункциональное сооружение, которое ежегодно посещают около 8 млн. человек. Центр Помпиду вмещает пять основных мест, представляющих интерес: Национальный музей современного искусства, выставляющий на выставках до 850 экспонатов одновременно и хранящий огромную коллекцию из 40 тысяч предметов XX и XXI веков; Публичная библиотека информации, где посетителям предоставляется бесплатный доступ к миллиону французских и иностранных книг, журналов, пластинок и слайдов практически по каждой области знаний; Центр промышленного творчества, занимающийся вкладами в архитектуру, визуальную коммуникацию, издательское дело и дизайн; Институт исследований и координации в области музыкальной акустики и Студия румынского скульптора Брынкуши – мини-музей. Помимо этого, в нем расположены художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны. Перед музеем расположен бесплатный «развлекательный центр» – здесь можно увидеть пожирателей огня, циркачей и иногда музыкантов. Обязательно посмотрите расположенный неподалеку фонтан Игоря Стравинского, с движущимися скульптурами работы Жана Тингели и Сен-Фаля.

В то же время здание Центра им. Ж. Помпиду служит замечательной смотровой площадкой. Поднявшись по эскалатору, тянущемуся вдоль всего здания, на верхнюю площадку, можно полюбоваться видами на башню Сен-Жак и собор Нотр-Дам, с одной стороны, и на холм Монмартр с базиликой Сакре-Кер – с другой.

Странная конструкция из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Экспонаты, представленные в Национальном музее современного искусства, вызывают легкий шок, недоумение, бурный восторг и приступы задумчивости даже у видавших виды любителей современного искусства. Музей поражает богатством своей коллекции: в нем собраны работы художников в период с 1905 по 1960 годы, но довольно часто проходят и периодические выставки «более современных» работ. Современное искусство представлено здесь во всем своем многообразии и многогранности: пластическое искусство, видео, кино, архитектура, дизайн – от неореализма (Ив Кляйн, Арман, Сезар) до поп-арта (Энди Уорхол, Джаспер Джоунс), минимализма (Карл Андре, Ришард Сера) и концептуализма (Бурен, Козют). В числе художников, полотна которых экспонируются в музее, – Матисс, Лежер, Шагал, Пикассо, Делоне, Кандинский, Дали, Брак, Отто Дикс, Пит Мондриан, Джакометти.

Безусловно, рассказать о всех художниках, представленных в Центре Помпиду, невозможно, но хотелось бы остановиться на особо признанных, чтобы ваше посещение музея не прошло даром, а запомнилось смысловым и культурно-эстетическим ростом.

Начать, пожалуй, следует с рассказа об одном из самых интересных и необычных художников XX века – Василии Васильевиче Кандинском. В Национальном музее современного искусства Франции хранится немалое количество его работ, среди которых «Сдержанный порыв», «Пестрый ансамбль», «Сложное – простое», «Небесно-голубое», «Маленькие радости» и другие.

Рассматривая любое произведение искусства, зачастую наблюдатель обращается в первую очередь к способу передачи информации в данном произведении, а лишь потом начинает осмыслять, о чем эта картина или о том, что хотел сказать в этой симфонии композитор. Подобная позиция в корне отличается от позиции знаменитого художника Кандинского, много и талантливо не просто создававшего произведения искусства, но и писавшего о нем. Для Кандинского форма всегда идет позади содержания, она определяется «внутренней необходимостью» или «внутренней определенностью» художника. Рассуждая о вседозволенности и о многообразии форм в искусстве, художник отмечает преимущество простых, незамысловатых форм, лишенных какого-либо явного сходства с реальными предметами. Простота формы (к примеру, геометрические фигуры, пронизывающие почти все полотна, за исключением ранних, где он ищет свой стиль, подражая мастерам реализма) художника Кандинского обеспечивает более глубокое погружение в картину наблюдателя и более глубокое осмысление ее. То есть чем абстрактнее форма, тем тяжелее ее сравнить с каким-либо реальным предметом, а, следовательно, тем тяжелее связать ее с определенным, заранее предусмотренным этой вещью смыслом. Для того чтобы понять произведение абстрактного искусства, зрителю необходимо полностью погрузиться во всю его форму, отбрасывая предубеждение реалистичности. Так же абстракция, как способ передачи информации, располагая минимальным набором средств выражения в сравнении с реалистичным искусством, позволяет углубиться не в форму произведения, а в его содержание. Своими работами как в области самого искусства, так и в области философии искусства Кандинский открывает новые горизонты поисков в искусстве, заставляя нас все больше и больше воспринимать произведения искусства не просто как объект для оценки «нравится – не нравится» или «красиво – не красиво», а как способ познания действительности и поиска истины.

Другой, не менее знаковой фигурой, работы которого выставлены в Национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду, является Марк Шагал – поэт, мечтатель и экзотическое создание. Среди работ, выставленных в музее, можно особо отметить несколько. Картина «Белла в белом воротнике» ярко характеризует отношения художника с его возлюбленной женой. Чтобы передать все счастье и всю радость, которые Шагал испытывал с Беллой, ему нужны были поэтические средства. Та головокружительная свобода от земного тяготения, которую мы видим на многих его картинах, в том числе и на этой, – просто перевод поэтической метафоры на язык живописных образов. Когда художник описывает те или иные на первый взгляд нереалистичные сюжеты, он передает в конкретных образах свои собственные фантазии и грезы. Так происходит в картине «Падение Икара». Человек, который чудесным образом обрел крылья, не просто плод воображения художника, а персонаж греческого мифа. Икар и его отец Дедал создали летательный аппарат, чтобы спастись из заточения на острове Крит. Но сын неосторожно приблизился к солнцу, воск, скреплявший крылья, растаял, и он упал в море. Шагал изменил место действия, и Икар падает на глазах у жителей деревни, нарушив их покой. Яркие краски, преобладающие в картине, подчеркивают роль солнца в этой старой легенде. 

Сам художник так писал о своем творчестве в книге «Моя жизнь»: «Может быть, мое искусство – искусство безумца, – подумал я, – и моя душа – сверкающая ртуть, которая выплескивается на мои картины». Гийом Аполлинер называл художественный мир Шагала surnaturel (сверхъестественным), позже он назовет его surreal (сюрреалистическим).

Сюрреализм стал названием целой эпохи развития искусства. Представители этого направления в искусстве очень разнообразно представлены именно в Национальном центре искусства и культуры. Среди них парадоксальная работа Ханса Беллмера «Кукла», необычная скульптурная композиция Альберто Джакометти, играющая с привычной реальностью фоторабота Манн Рэйя «Скрипка Энгра», часто сравниваемая с фотографиями других планет, картина «Медлительный день» Ив Танги и многие, многие другие выдающиеся работы художников XX столетия.

Современное искусство как никакое другое вызывает всегда множество споров, дискуссий и протестов. Вы можете по-разному относиться к современным тенденциям в искусстве, но чтобы быть и считаться человеком своей эпохи, знать вы их обязаны, так что настоятельно советуем вам посетить Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду, который позволит вам получить обзор по большинству из проявлений искусства в наше время.

Адрес: Palais Beaubourg, 4-eme.

Метро: Rambuteau.

Часы работы: среда-понедельник с 11:00 до 21:00, приобрести билеты можно до 20:00.

Стоимость полного билета для взрослых: 12 евро.

Официальный сайт: http://www.centrepompidou.fr

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

картины Париж музеи художники

19.11.2009 • 19:18 988

Поделиться
Нефтеперегонный завод по производству искусства
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus