USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.34$
-0.090
BTC
90642.00$
+1126.700

Хотели как лучше

Кодекс РК о здоровье народа и системе здравоохранения требует серьезных доработокПрошло полтора месяца с момента вступления в си...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Кодекс РК о здоровье народа и системе здравоохранения требует серьезных доработок

Прошло полтора месяца с момента вступления в силу Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения, который с легкой руки СМИ стали называть просто введением «запрета на курение». Рестораны и бары поспешили развешать в своих заведениях таблички, запрещающие курение, а недовольные курильщики потеряли возможность расслабиться с чашечкой кофе и сигаретой за столиком любимого кафе. Кодекс уже наделал много шума как среди тех, о чьем здоровье собственно и пекутся разработчики, так и среди органов власти, призванных контролировать выполнение требований кодекса.

«Нет никаких сомнений в том, что истинный смысл данного закона заключается в защите здоровья казахстанцев. Несмотря на то, что все подразделения парламента, сообщество и даже производители поддерживают данное стремление, важно, чтобы любой новый закон был применим, соблюдался и перед его применением был открыт для комментариев общественности, включая антитабачников, ритейлеров и производителей, как это происходит в Европейском союзе», – такого мнения придерживается Брюс Уилсон, управляющий директор The PBN Company Kazakhstan.

Пока же данный законопроект получил большой публичный резонанс в связи с недостатком открытого диалога со всеми секторами бизнес-сообщества, плохо написанными, неясными формулировками, которые вызвали огромную неразбериху в стране и плохо продуманными статьями закона, которые могут привести к финансовым потерям малого и среднего бизнеса во время экономического кризиса.

Наибольшее непонимание вызывает запрет курения в общественных местах из-за размытости формулировки самого понятия «общественное место». Существует целый ряд подобных неясностей, которые не только мешают полноценной практической реализации кодекса, но и создают почву для злоупотреблений и коррупции.

К примеру, курение разрешено на открытом воздухе, за исключением мест, предназначенных «для массового отдыха населения». В тексте кодекса говорится о том, что запрет на курение действует в организациях образования, в организациях для отдыха несовершеннолетних, организациях здравоохранения, кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе и в ночных клубах, на дискотеках. Также курить теперь нельзя в пунктах общественного питания, неустановленных местах в поездах, на судах воздушного, морского и речного транспорта, а также в салонах автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта и в зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов в тех случаях, если «для курения выделены специально оборудованные места». Многие бары и ночные клубы, зарегистрированные как «пункты общественного питания», имеют право определять секции как для некурящих, так и для курящих.

Получается, что курить все еще можно на улицах, остановках, базарах и барахолках и так далее. Таким образом, штрафование курильщиков в регионах Казахстана за курение на улице – это нарушение закона.

Кроме неразберихи с местами, в которых курильщиков теперь могут оштрафовать, много неясностей в разделе кодекса, регулирующем места, где могут продаваться табачные изделия. Несмотря на то, что кодекс запрещает продажу табачных изделий в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента, неясно, что означает само словосочетание «товары детского ассортимента». В законе нет ни определения, ни перечня таких товаров. Равно как нет и определения «помещения торговых организаций». Практически все торговые точки, магазины и супермаркеты подпадают под действие данного запрета, поскольку практически везде продаются сигареты и товары, которые можно охарактеризовать как «детские»: жевательная резинка, конфеты, шоколад и так далее. При широком толковании товары не могут продаваться одновременно и на территории всего торгового центра. Например, если на третьем этаже торгового центра продаются товары детского ассортимента, а на первом расположен супермаркет, где продается табачная продукция, то такое действие будет признаваться нарушением кодекса.

Помимо крупных супермаркетов, от введения подобного запрета пострадают предприятия малого и среднего бизнеса, что противоречит задачам, поставленным Главой государства перед правительством страны. Предприятия розничной торговли, составляющие основу малого и среднего бизнеса республики, зарабатывают более 10 млрд. тенге от продажи табачных изделий ежегодно. Торговля табачными изделиями составляет до 25% оборота небольших магазинов, составляющих основную часть МСБ. Негативный эффект этого запрета особенно тяжело скажется в условиях экономического кризиса.

Даже у государственных органов нет четкой позиции по внедрению кодекса. Например, во время встречи в акимате Астаны представителей бизнеса с чиновниками, которая состоялась 10 октября, на вопрос о запрете продажи табачной продукции в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента, были даны два абсолютно разных ответа. Представители министерства здравоохранения дали отрицательный ответ, а вот представитель департамента здравоохранения г. Астаны ответил «может быть, да».

По мнению г-на Уилсона, неразбериха и недостаток ясности среди представителей индустрии развлечений, ресторанного бизнеса и сектора ритейла, сложившиеся в результате плохой формулировки текста закона, не совсем ясные директивы по его внедрению в жизнь должны дать сигнал правительству к пересмотру кодекса. При этом совсем не обязательно изобретать велосипед, можно взять за образец те страны, где запреты на курение в общественных местах были введены в недавнем времени, например, Испанию и Португалию.

«Правительство должно было вести открытый диалог с производителями, ритейлерами и антитабачными организациями и должно было принять во внимание примеры других стран, которые приняли подобные законопроекты в прошлом, скажем, страны Европейского союза», – считает г-н Уилсон.

Очевидно, что Кодекс РК о здоровье народа и системе здравоохранения в нынешнем его виде требует огромной доработки. А пока вероятность того, что эффект от введения запрета на продажу табачных изделий в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента, скорее всего, будет прямо противоположным – с полок исчезнет отнюдь не табачная продукция.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.