Кодекс РК о здоровье народа и системе здравоохранения требует серьезных доработок
Прошло полтора месяца с момента вступления в силу Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения, который с легкой руки СМИ стали называть просто введением «запрета на курение». Рестораны и бары поспешили развешать в своих заведениях таблички, запрещающие курение, а недовольные курильщики потеряли возможность расслабиться с чашечкой кофе и сигаретой за столиком любимого кафе. Кодекс уже наделал много шума как среди тех, о чьем здоровье собственно и пекутся разработчики, так и среди органов власти, призванных контролировать выполнение требований кодекса.
«Нет никаких сомнений в том, что истинный смысл данного закона заключается в защите здоровья казахстанцев. Несмотря на то, что все подразделения парламента, сообщество и даже производители поддерживают данное стремление, важно, чтобы любой новый закон был применим, соблюдался и перед его применением был открыт для комментариев общественности, включая антитабачников, ритейлеров и производителей, как это происходит в Европейском союзе», – такого мнения придерживается Брюс Уилсон, управляющий директор The PBN Company Kazakhstan.
Пока же данный законопроект получил большой публичный резонанс в связи с недостатком открытого диалога со всеми секторами бизнес-сообщества, плохо написанными, неясными формулировками, которые вызвали огромную неразбериху в стране и плохо продуманными статьями закона, которые могут привести к финансовым потерям малого и среднего бизнеса во время экономического кризиса.
Наибольшее непонимание вызывает запрет курения в общественных местах из-за размытости формулировки самого понятия «общественное место». Существует целый ряд подобных неясностей, которые не только мешают полноценной практической реализации кодекса, но и создают почву для злоупотреблений и коррупции.
К примеру, курение разрешено на открытом воздухе, за исключением мест, предназначенных «для массового отдыха населения». В тексте кодекса говорится о том, что запрет на курение действует в организациях образования, в организациях для отдыха несовершеннолетних, организациях здравоохранения, кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе и в ночных клубах, на дискотеках. Также курить теперь нельзя в пунктах общественного питания, неустановленных местах в поездах, на судах воздушного, морского и речного транспорта, а также в салонах автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта и в зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов в тех случаях, если «для курения выделены специально оборудованные места». Многие бары и ночные клубы, зарегистрированные как «пункты общественного питания», имеют право определять секции как для некурящих, так и для курящих.
Получается, что курить все еще можно на улицах, остановках, базарах и барахолках и так далее. Таким образом, штрафование курильщиков в регионах Казахстана за курение на улице – это нарушение закона.
Кроме неразберихи с местами, в которых курильщиков теперь могут оштрафовать, много неясностей в разделе кодекса, регулирующем места, где могут продаваться табачные изделия. Несмотря на то, что кодекс запрещает продажу табачных изделий в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента, неясно, что означает само словосочетание «товары детского ассортимента». В законе нет ни определения, ни перечня таких товаров. Равно как нет и определения «помещения торговых организаций». Практически все торговые точки, магазины и супермаркеты подпадают под действие данного запрета, поскольку практически везде продаются сигареты и товары, которые можно охарактеризовать как «детские»: жевательная резинка, конфеты, шоколад и так далее. При широком толковании товары не могут продаваться одновременно и на территории всего торгового центра. Например, если на третьем этаже торгового центра продаются товары детского ассортимента, а на первом расположен супермаркет, где продается табачная продукция, то такое действие будет признаваться нарушением кодекса.
Помимо крупных супермаркетов, от введения подобного запрета пострадают предприятия малого и среднего бизнеса, что противоречит задачам, поставленным Главой государства перед правительством страны. Предприятия розничной торговли, составляющие основу малого и среднего бизнеса республики, зарабатывают более 10 млрд. тенге от продажи табачных изделий ежегодно. Торговля табачными изделиями составляет до 25% оборота небольших магазинов, составляющих основную часть МСБ. Негативный эффект этого запрета особенно тяжело скажется в условиях экономического кризиса.
Даже у государственных органов нет четкой позиции по внедрению кодекса. Например, во время встречи в акимате Астаны представителей бизнеса с чиновниками, которая состоялась 10 октября, на вопрос о запрете продажи табачной продукции в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента, были даны два абсолютно разных ответа. Представители министерства здравоохранения дали отрицательный ответ, а вот представитель департамента здравоохранения г. Астаны ответил «может быть, да».
По мнению г-на Уилсона, неразбериха и недостаток ясности среди представителей индустрии развлечений, ресторанного бизнеса и сектора ритейла, сложившиеся в результате плохой формулировки текста закона, не совсем ясные директивы по его внедрению в жизнь должны дать сигнал правительству к пересмотру кодекса. При этом совсем не обязательно изобретать велосипед, можно взять за образец те страны, где запреты на курение в общественных местах были введены в недавнем времени, например, Испанию и Португалию.
«Правительство должно было вести открытый диалог с производителями, ритейлерами и антитабачными организациями и должно было принять во внимание примеры других стран, которые приняли подобные законопроекты в прошлом, скажем, страны Европейского союза», – считает г-н Уилсон.
Очевидно, что Кодекс РК о здоровье народа и системе здравоохранения в нынешнем его виде требует огромной доработки. А пока вероятность того, что эффект от введения запрета на продажу табачных изделий в помещениях торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента, скорее всего, будет прямо противоположным – с полок исчезнет отнюдь не табачная продукция.