Детская литература лидирует в кризис
АВТОР

26.11.2009 • 17:53 1250

Детская литература лидирует в кризис

Обзор книжного рынка Казахстана

Снижение казахстанского книжного рынка по итогам 2009 года составит 20%. Но это не столь ощутимые потери. Игроки планируют увеличить свои доходы уже в начале 2010 года. Столь оптимистичные сценарии они связывают, в том числе, и с созданием Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. В то же время создание ТС будет иметь два сценария развития, с одной стороны – доля российской литературы в республике будет расти, а с другой – возможны какие-либо новые совместные с Россией сделки и проекты.

Озвучивая прогнозы, холдинг «Меломан» заявил «Капитал.kz» о том, что, скорее всего, они в 2009 году получат на 20% меньше прибыли от продажи книг, чем в 2008-ом. С ними согласны специалисты торговой сети «Экономикс». «Так как мы в основном специализируемся на продажах бизнес-литературы, то значительно ощутили понижение покупательской способности. Прошлые бизнес-издания отошли на второй план, нужны свежие издания по выходу из кризиса», – отметили в торговой сети. Об этом свидетельствуют и цифры, предоставленные компанией «Экономикс».

В 2008 году розничный товарооборот компании упал на 18-20% по сравнению с 2007 годом. В 2009 году розница по сравнению с 2008-м также показала снижение на 20%, а по сравнению с 2007 годом – на 40%.

Это объясняется понижательной тенденцией покупательской способности потребителей, так как книги не являются товаром первой необходимости. «Стабильным остается спрос на учебную литературу и на издания книжной серии «Мой Казахстан», идет спад спроса на художественную литературу, – поясняет Александр Дериглазов, председатель совета директоров холдинга «Меломан». – Вместе с тем, в книгах процент падения продаж – существенно ниже, чем в других группах товара, из тех, которыми занимается наша компания». Но спад очевиден, исходя из динамики открытия новых точек компании «Меломан»: в 2007 году было открыто 10 магазинов, в 2008 году количество открываемых точек сократилось до 8, тогда как в 2009 году оно составило всего 4 магазина.

Несмотря на это,, за последние три месяца холдинг «Меломан», занимающий 8 – 10% книжного рынка Казахстана, продал от 80 000 до 90 000 книг в каждом месяц, прогнозируется, что в декабре продажи возрастут до 100 000.

Интересно отметить, что во время мирового финансового и экономического кризиса спрос на литературу экономического направления значительно снизился, тогда как детские и художественные издания по-прежнему остаются на лидирующих позициях.

Кризис не мог не сказаться и на выпуске печатных изданий. Как рассказали «Капитал.kz» в одном из самых крупных казахстанских издательств «Алматыкiтап баспасы», отразилось это на росте цен на сырье и материалы, транспортные расходы, а, следовательно, на повышении стоимости книг.

Кроме того, повысились требования к качеству выпускаемых изданий, к которым покупатели относятся очень избирательно. На первый план выходит качество подаваемого материала, высокое полиграфическое исполнение и применение инноваций. В этой связи остро возрастает конкуренция на книжном рынке, на котором и так сегодня преобладают российские издания.

Не секрет, что одной из самых читающих стран мира был Советский Союз. После распада СССР бывшие республики, в том числе и Казахстан, в начале 90-х годов испытывали дефицит книжной продукции, так как в союзные времена практически лучшие издательства были сосредоточены в России, они первыми приспособились к рыночным условиям, начали выпускать востребованную продукцию.

К сожалению, по мнению представителей книжной сети «Экономикс», в Казахстане по пальцам одной руки можно назвать издательства, чьи книги конкурентоспособны с российскими изданиями. С ними солидарен и г-н Дериглазов. «Доля продаж книг казахстанских авторов достаточно заметная, но, безусловно, количество писателей и издательств в Казахстане и России несопоставимо», – подчеркнул он.

Все больше изданий востребованы на казахском языке. В этом направлении для казахстанских издательств широкое поле деятельности. Отчасти представители издательства «Алматыкiтап баспасы» подтверждают данное утверждение, говоря о художественной литературе, тогда как казахстанские издательства лидируют в сегменте учебной литературы. Большой интерес у читателей вызывают и издания по истории, этнографии, краеведению нашей страны. Для обеспечения конкурентной способности казахстанской литературы «Алматыкiтап баспасы» разработаны и осуществлены совместные с зарубежными партнерами проекты по изданию книг. Издательство сотрудничает с английскими издательствами Dorling Kindersley Limited и Usborne Published Limited.

Среди казахстанцев бытует мнение, что в России покупать нужную литературу выгоднее, чем ту же самую у нас с наценкой. Специалисты торговой сети «Экономикс» утверждают, что цены в Москве сопоставимы с казахстанскими, хотя издержек в Москве намного меньше. С учетом НДС, транспортных издержек, арендных ставок, банковских кредитов, в целом накрутки на книжную продукцию в Казахстане варьируются от 30 до 70%, где-то на ходовые издания достигают и 100%. В то же время, по мнению представителей издательства «Алматыкiтап баспасы», было бы неплохо, чтобы детская познавательная и учебная литература не облагалась НДС. Отсутствие НДС на указанную литературу повлияло бы на ценообразование в сторону снижения стоимости и явилось реальной поддержкой государства для культурного развития и образования подрастающего поколения казахстанцев.

Среди конкурентных преимуществ казахстанского рынка представители ведущих сетей книжной торговли и производства отмечают: широту диапазона предоставляемой продукции (так, например, для увеличения ассортимента изданий на книжном рынке Казахстана издательство «Алматыкiтап баспасы» сотрудничает с более чем 300-ми авторами), эксклюзивность партнеров, комфортность магазинов, неординарность тематических и жанровых выкладок книг, быстроту предложения новинок книжного рынка, систему доставки индивидуальных заказов и, конечно, освоение книжной торговли через интернет.

Что касается года грядущего, с созданием Таможенного союза, по оценке представителей торговой сети «Экономикс», существует два варианта развертывания событий на книжном рынке Республики Казахстан: во-первых, активно будут входить на отечественный рынок российские игроки книжного рынка; во-вторых, вероятна реализация совместных бизнес-проектов с казахстанскими игроками.

Вместе с тем, книжный рынок будет следовать общим тенденциям, а значит, все больше книг будет продаваться в современных магазинах и торговых центрах. Однозначно будут набирать обороты продажи книг в интернете.

«Скорость роста книжного рынка будет сильно зависеть от роста благосостояния населения. На рынке останутся известные издательства, которые рассчитывают на собственные средства и силы и выпускают качественную и востребованную литературу», – пояснили в «Экономикс».

В большинстве случаев книжный рынок остается наиболее консервативным сектором экономики. В данном аспекте он не так существенно изменился в ходе протекания мирового финансово кризиса. В то же время у казахстанского рынка печатной продукции остается еще много нерешенных и сложных проблем, что должно быть преодолено совместными усилиями компаний и государства, ведь книга – это образование, а значит, и один из кирпичиков построения будущего цивилизованной и образованной нации.

Вся наша жизнь связана с книгами, как ни с какой другой вещью, ведь книги – это одновременно и источник знания и саморазвития, и способ расслабиться и получить удовольствие. Известный европейский ученый Бенедикт Андерсон в своей работе «Воображаемые сообщества» утверждает, что книгопечатание стало первой и важнейшей отраслью в период нарождения капитализма. Книга была первым товаром из индустриальной эпохи – один экземпляр не отличался от другого, количество экземпляров было неограниченным.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

книги книжный рынок литература детская литература бизнес-издания «Экономикс»

26.11.2009 • 17:53 1250

Поделиться
Детская литература лидирует в кризис
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus