Концепция применения правил, разработанных МЭМР
В настоящее время неразрешенным остается вопрос размера понижающих ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В период сложившейся конъюнктуры цен на извлекаемые запасы нефти и газа необходимо, чтобы в Казахстане были разработаны и предложены правила, которые бы дифференцировали вопросы налогообложения и снимали нагрузку с разрабатываемых сегодня месторождений, поскольку на каждом месторождении бременем лежит социальная нагрузка. Такое мнение было озвучено в ходе итогового заседания Координационного Совета по развитию нефтегазовой отрасли Ассоциации «Kazenergy» под председательством Жакыпа Марабаева.
Напомним, что в этом году в Казахстане впервые был введен НДПИ. Недропользователи с 1 января текущего года уплачивают НДПИ на сырую нефть, включая газовый конденсат по ставкам от 5 до 18% в зависимости от уровня годовой добычи. С начала же 2010 года ставки НДПИ по каждому из объемов автоматически увеличатся на 1%.
Как отметил Рустам Журсунов, генеральный директор ТОО Olimpics Advisers, действующий налоговый кодекс согласно пункту 4 статьи 18 Закона «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» предусматривает возможность установить пониженную ставку для недропользователей, разрабатывающих обводненные, малодебитные, выработанные месторождения (группу месторождений, части месторождения), месторождения высоковязких видов углеводородного сырья, а также осуществляющих деятельность по низкорентабельным контрактам, в том числе по контрактам на недропользование, заключенным до 1 января 2009 года. Понижающие ставки НДПИ для недропользоватлей устанавливаются решением Правительства Республики Казахстан. Данная статья закона действует до 1 января 2012 года.
Согласно пункту 4 статьи 307 Налогового кодекса: «Порядок отнесения месторождения (группы месторождений, части месторождения) к категории низкорентабельных, высоковязких, обводненных, малодебетных и выработанных, их перечень и порядок налогообложения в части налогов и специальных платежей, установленных настоящим разделом, определяются Правительством Республики Казахстан». Данный пункт вводится в действие с 1 января 2012 года.
В соответствии с Законом о введении в действие Налогового кодекса, по словам г-на Журсунова, по НДПИ предусмотрены льготы двух видов.
1-я категория льгот призвана стимулировать разработку месторождений с тяжелыми условиями добычи, т.е. носит институциональный характер. В отличие от 2-й категории эти льготы закреплены в нормах самого Налогового кодекса. «Целью данной категории льгот является стимулирование разработки месторождений с тяжелыми геологическими и технологическими условиями добычи для увеличения показателей извлечения нефти, привлечения инвестиций в технологии повышения нефтеотдачи», – подчеркнул Рустам Журсунов.
2-я категория льгот введена в связи с резким падением цен на основные сырьевые товары в конце 2008 года и нацелена на поддержание предприятий добывающего сектора в период кризиса. То есть это льготы для низкорентабельных контрактов. Льготы, по словам генерального директора ТОО Olimpics Advisers, устанавливаются с целью оказания временной поддержки предприятиям, оказавшимся в сложном финансовом положении из-за падения цен.
«Исходя из указанных особенностей в рамках рабочей группы министерства энергетики и минеральных ресурсов, куда также входили представители министерства финансов и министерство экономики и бюджетного планирования и аккредитованная Ассоциация предприятий нефтегазовой отрасли «Kazenergy» были разработаны критерии и условия предоставления льгот для обеих категорий, – отмечает г-н Журсунов. – Согласно проекту недропользователь, осуществляющий деятельность по низкорентабельному контракту, может претендовать на получение льготы по НДПИ, если рентабельность не превышает 10%». Льгота действует в течение года. Ставки определяются индивидуально, но не менее 5% от базовой ставки НДПИ, которая зависит от размера добычи и колеблется от 5 до 18% до конца 2012 года, с 2013 увеличится на 1%, и с 2014 еще на 1%.
Условиями введения льгот по 1-ой группе – месторождения со сложными геологическими и (или) технологическими параметрами – являются: высокая вязкость (200 и более мПа в сек); высокая обводненность (90% и более); высокая выработанность (80% и более); малодебитность (3 и менее тонн в сутки). Порог рентабельности в этом случае на уровне общеотраслевой рентабельности.
Что касается условий применения льгот для низкорентабельных контрактов, по словам г-на Журсунова, то льгота применяется при рентабельности продаж 0% и менее; ставки НДПИ рассчитываются таким образом, чтобы достичь пороговый уровень рентабельности продаж в 0%. Льготы действуют в течение 1 календарного года.
Как подчеркнул Рустам Журсунов, ключевым условием применения льгот является определение порога рентабельности, который выполняет две функции. Первая функция заключается в выполнении роли фильтра. На льготы для низкорентабельных контрактов могут претендовать лишь те контракты, рентабельности которых не превышает установленный порог. Вторая – заключается в изъятии части доходов, превышающих значение порога рентабельности.
«По результатам обсуждений с Министерством финансов и Министерством экономики и бюджетного планирования установлены следующие пороги рентабельности: для низкорентабельных контрактов – 0%, для месторождений с тяжелыми условиями добычи – 25%, – рассказал он. – Однако в процессе согласования проекта в Минфине и Минэкономики возникли разногласия по вопросу установления пороговых значений рентабельности».
Различия в порогах рентабельности связаны с тем, что они преследуют разные цели, как было отмечено выше. Льготы по низкорентабельным контрактам носят временный характер с целью поддержки добывающих предприятий в период неблагоприятной ценовой конъюнктуры. Льготы для месторождений с тяжелыми геологическими и технологическими условиями добычи нацелены на стимулирование инвестиций в «плохие» месторождения и повышение коэффициента извлечения нефти.