USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.12$
-0.080
BTC
67985.40$
-64.400

Знакомство с Поднебесной–2

Из Гонконга отправились в Макао на катере, время в пути – один час. Катер изнутри похож на салон аэробуса.Макао – открытый порт,...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Из Гонконга отправились в Макао на катере, время в пути – один час. Катер изнутри похож на салон аэробуса.

Макао – открытый порт, крупный финансовый центр, известен своими игорными домами, ипподромом, ночными клубами. Это бывшая португальская колония и единственное место в Китае, где разрешены азартные игры. 

Макао состоит из материкового полуострова 3-4 км длиной и присоединенных к нему мостами двух небольших островов.

В 1557 году Китай подарил Макао португальцам за помощь в борьбе с пиратами. В 1999 году забрал обратно. Как и в случае с Гонконгом, здесь на 50 лет установлено самоуправление. За четыреста пятьдесят колониальных лет местные жители так и не европеизировались. Португальский язык встречается изредка, по-английски говорят чаще в казино. Влияние португальской культуры чувствуется только в европейской архитектуре.

Еще десять лет назад Макао жил спокойной, размеренной жизнью. Но в 2002 году власти этого маленького пятачка суши на самом южном побережье Поднебесной поставили себе великую цель – превратиться во второй Лас-Вегас. Задачу не просто выполнили, а перевыполнили всего за пару лет.

Теперь Макао – город казино, где совсем немного жилых кварталов для обслуживающего персонала. Число иностранцев, нанятых на работу в казино, – пакистанцев, непальцев, филиппинцев – постепенно достигает численности местных жителей. На выходных отели полностью забиты приезжими игроками.

Сегодня Макао считают меккой мирового игорного бизнеса, даже легендарный Лас-Вегас уступает ему по уровню доходов от деятельности казино, которых здесь в 1,5 раза меньше, чем в американской alma-mater. Более половины доходов казино Лас-Вегаса приходится на игровые автоматы. В Макао, напротив, 65% прибыли делается в VIP-залах, в которых играют богатые бизнесмены из Китая.

Визу в Макао можно получить сразу по прибытии, стоит она 100 юаней, причем с повторным въездом в течение 10 дней. Можно получить многократную визу сразу на месяц, но она будет стоить чуть дороже.

Толпы материковых китайцев, жаждущих быстрее расстаться со своими юанями, осаждают пропускной пункт с утра пораньше. КПП открывается в девять часов утра, страждущие галопом бегут к кабинкам паспортного контроля. Но очередь движется быстро.

При оформлении визы показали имеющиеся у нас деньги, а в ответ – «в следующий раз берите больше». Вошли в город и отправились на поиски впечатлений.

По дороге обратили внимание на сочетание кантонийского и португальского языков на всех знаках и указателях. Никакого английского, mandarin тоже отсутствует – немногие употребляют его в Макао.

Невероятное количество мотороллеров, которые наводнили весь город, все улицы и проулки. Транспортом можно не пользоваться, Макао представляет собой всего несколько ухоженных улиц, расстояния невелики. Дороги в одну полосу.

Здесь регулярно проводятся гонки прямо по городским дорогам, как в Монте-Карло. Для этого в некоторых местах вдоль улиц строят трибуны, тротуары кое-где огорожены. Громадное количество шикарных машин, только и успевали по сторонам головой крутить: то Porsche, то Bentley, то Ferrari.

Океан совсем близко, поэтому воздух свежий и приятный. Растительность – буйная и экзотическая.

Из артефактов осталась передняя стена собора Св. Павла, остальная часть здания уже разрушена. Именно здесь место сбора туристов. Рядом расположена крепость Монте – отсюда хорошо видно весь город.

В центре города находится площадь Ларго До Сенадо с веером боковых улочек, где можно просто побродить. От площади на юго-восток по центральной улице – район казино, там их несколько. В «Лисбоа» нет ни входного билета, ни стандарта на одежду –добро пожаловать!

Это казино принадлежит «отцу-основателю» игорного бизнеса в бывшей португальской колонии, гонконгскому миллиардеру Стэнли Хо. На игорную империю Хо приходится около 50% всех доходов от казино в Макао. Еще не так давно эта доля доходила до 70%, но открытие в городе семи новых казино в 2006 году, принадлежащих американским и австралийским компаниям, серьезно ударило по положению бывшего «неофициального хозяина Макао», как когда-то называли дядюшку Хо. После возвращения Макао под юрисдикцию КНР китайские власти решили открыть игорный бизнес, ранее полностью контролировавшийся его семьей, для сторонних инвесторов. 

Заправилы игорного бизнеса, в большинстве своем переехавшие сюда из Лас-Вегаса, застроили Макао небоскребами-исполинами, вечером от света рекламы светло как днем. 

Игорный центр Venetian Macao, оформленный полностью в венецианском стиле, занимает площадь 945000 кв. м и включает в себя отель на 3000 номеров и самое большое в мире казино. Здесь 4000 игровых автоматов и 850 игровых столов, почти 350 магазинов и 30 ресторанов мирового уровня, конференц-зал на 1,8 тыс. человек и зал для представлений на 15 тыс. зрителей. Здесь же копии венецианского Моста Вздохов и площади Святого Марка, многочисленные фрески, фонтаны, золотые статуи и даже водные каналы, передвигаться по которым можно на настоящих гондолах. Этот комплекс стал самым большим зданием во всей Азии и вторым во всем мире, он уступает лишь зданию завода компании Boeing, расположенному в американском штате Вашингтон. Принадлежит центр компании Las Vegas Sands, возглавляемой одним из богатейших людей мира Шелдоном Адельсоном.

Из района казино видно телебашню. Туда можно подняться, обзорная площадка со стеклянным полом и отличный вид на все окрестности.

Превращению Макао в игорную столицу планеты способствовала болезненная азартность самих китайцев.

Под утро пешком дошли до КПП, пересекли границу и на комфортабельном автобусе отправились в Гуанжоу, до которого не более трех часов езды.

Гуанжоу – столица юго-восточной провинции Гуандун, крупнейший индустриальный центр на юге Китая. В городе есть судостроительные верфи, два тракторных завода, завод тяжелого машиностроения, предприятия химической и пищевой промышленности. Отсюда в Гонконг отправляют товары местного производства, игнорируя суровый Пекин. Город ведет лихорадочно-веселый образ жизни. За пышную тропическую зелень Гуанжоу называют городом-садом.

С горы, находящейся на северо-востоке города, открывается великолепная панорама. Полюбоваться окрестными видами можно также с дозорной башни высотой в пять этажей, возведенной на холме в начале эпохи Мин. Сейчас в башне Исторический музей. 

Юесю – самый крупный в Гуанжоу парк, его площадь – 920 тыс. кв. м, больше территории некоторых государств. В парке много цветов и самых разных деревьев, ежегодно весной и осенью здесь проводятся большие ярмарки и выставка хризантем. Внутри парка – стадион, вмещающий свыше 30 тыс. зрителей. Но главными достопримечательностями парка является Статуя пяти баранов (или козлов), терем Чжэнхайлоу, обелиск Памяти Сунь Ятсена и городская стена Минской эпохи. Статуя пяти баранов – символ города Гуанжоу. Аналогичную мы видели в Гонконге.

Рядом – сад орхидей. Здесь в окружении скал и искусственных водопадов высажено в горшках более 100 видов этих цветов. А в 20 км от Гуанжоу находится один из крупнейших и богатейших в Китае ботанических садов – идеальное место для мечтающих оказаться в настоящих джунглях.

Напротив главного входа в парк Юесю построены два крупнейших отеля и ярмарочные павильоны, где дважды в год собираются поставщики товаров со всей Поднебесной. Речь идет о Кантонской ярмарке, которая начинает свою историю с далекого 1957 года и проводится весной и осенью. Начиная со 101-ой сессии (этой осенью была 106-ая сессия), ярмарка была переименована из ярмарки «китайских экспортных товаров» в ярмарку «китайских экспортно-импортных товаров».

Я была на выставке этой осенью, расскажу подробнее.

Проводится это небывалых масштабов мероприятие в специально отведенном для него комплексе площадью более 1,1 кв. км и вместимостью в 55 тыс. стендов, бизнес оборотом в десятки миллиардов американских долларов.

China Export and Import Complex – самый большой выставочный центр в Азии. Находится он на берегу реки TianHe. Великолепный вид на центр города. Добраться до комплекса можно без проблем – 2 станции метро, курсирующий автобус-шаттл, а также «речной» автобус.

Одного дня на обозрение экспонатов выставки точно не хватит. Сколько в комплексе этажей – сказать сложно, я в них запуталась. Хотя, согласно карманному путеводителю, можно утверждать, что всего четыре, но они подразделяются на A, B, C, что и вводит в заблуждение. Гулять по различным секциям можно целый день от открытия до закрытия. Товаров великое множество: велосипеды и мотоциклы, игрушки, детская одежда, мебель, женские сумочки и нижнее белье, керамика, электроника, мраморные статуи, медицинское оборудование. После променада вдоль бесконечных рядов – чашечка кофе или «интеграция» в мировое торговое сообщество под названием MсDonalds с количеством столиков «чтобы вместились все голодающие».

На Кантонской ярмарке можно увидеть всех! Экзальтированно машут руками итальянцы, неспешно передвигаются немцы, ослепительно улыбаются представители жарких африканских стран, группа россиян обсуждает дальнейший план действий. По посещаемости выставки в первой пятерке – Гонконг, США, Тайвань, Япония и Германия. По объему торговли первые три места занимают Евросоюз, США и Средний Восток, соответственно.

Китайцев на Кантонской ярмарке немного, а те, которые присутствуют, чаще всего сопровождают иностранцев. Местные жители должны платить за вход 300 юаней, тогда как для иностранцев вход бесплатный, нужно всего лишь указать название и сферу деятельности компании, предоставить паспорт и фото для получения пропуска, которым можно пользоваться неоднократно.

Если хочется просто «поглазеть», не стоит задерживаться в павильоне – тут же подойдут и поинтересуются, что именно понравилось. Из вежливости можно попросить каталог и визитную карточку. Фотографировать не запрещается, но я постеснялась – вдруг подумают, что хочу скопировать дизайн.

Была на выставке несколько выходных подряд – каждый раз новые стенды, новые продукты, рекламные акции.

Гуанжоу считается одним из трех «модных» городов Китая (Шанхай и Гонконг –остальные). Здесь все болеют шопингом. В центре города Tianhe – несколько громадных шопинг-моллов, где можно разыскать все, что в голову придет. Почти у каждого торгового центра есть «этажное» правило – чем ниже, тем дешевле. Под землей обычно –style, а не качество: нельзя найти high quality, но можно встретить весьма стильную вещь, чаще всего в японском или корейском стиле.

Если нужно «Made in China», тогда – на оптовый рынок. Там можно сбросить цену в несколько раз без особых усилий и купить «оригинальный» Louis Vuitton совсем за бесценок. Здесь тоже много гостей со всего земного шара. Альтернативный вариант: качество и бренд нужно искать на Beijing Road.

Но вернемся к зимнему путешествию.

Из Гуанжоу отправились на остров Хайнань – загорать и купаться после столь длительного вояжа по великому Китаю. Часовой перелет и – вожделенный берег моря.

Хайнань – второй по величине (после Тайваня) и единственный в Китае остров с тропическим климатом, находится на одной широте с Гавайями, имеет аналогичные климатические условия и по этой причине именуется «восточными Гавайями». 

Заранее выбрали себе отель из представленных в интернете, от которого нас долго отговаривали, – слишком далеко находится от г. Санья (столица острова) и считается отелем для китайцев, что означает «сервис удовлетворительный». Первый пункт был для нас наиболее предпочтителен – меньше народу, больше кислороду, над вторым призадумались, но уж больно виды этого отеля были привлекательны: отель построен на сваях и стоит «по колено» в небольшом озере, поэтому с балконов можно удить рыбу. 

Ехали от аэропорта километров 200. Отель нас не разочаровал. Ослепительно белые 2-3-этажные здания, соединенные между собой крытыми переходами. В озере действительно плавала оранжевая рыба, видели одного рыбака на верхней террасе, но сами так и не удосужились порыбачить. Сервис был по-настоящему «китайский»: каждое утро просыпались от громких шаркающих шагов и звучного сморкания обслуживающего персонала. Никто не говорил по-английски, по-русски – тем более. Объяснялись мимикой лица.

Зато мы были в этом громадном отеле почти одни! Весь пляж был наш. Первые два дня с моря дул ветер, поэтому было совсем нежарко. Был сильный прибой. Загрузились в воду. И этим вызвали грандиозный переполох у служащих отеля. Через несколько минут на пляже стояла внушительная делегация с «ресепшн», возглавляемая отельными копами, все призывно махали руками с требованием вернуться.

Китайцы не любят купаться, поэтому наши далекие заплывы вызывали у них приступы страха. Как-то в отеле проходила конференция, на 2 дня приехала большая группа китайцев в деловых костюмах, белых воротничках и галстуках. В первый же кофе-брейк они прибежали на берег моря, восторженно что-то лопоча, сняли штиблеты и носки, завернули до колена брюки и осторожно по щиколотку зашли в воду. Солидные дяденьки от своей смелости визжали как дети. Забавное зрелище.

В отеле стало традицией караулить нас на пляже и требовать воздержания от водных процедур. Спасало то, что мы непонимающе пожимали плечами и уходили в воду. Однажды на берегу появился новенький коп, который никак не хотел оставить нас в покое, все тараторил и тараторил. Мы вежливо и непонимающе улыбались в ответ. Вдруг его лоб озарила мысль. Это было очень заметно. И он куда-то умчался. Скоро стало понятно зачем. У входа на пляж стоит тяжелый металлический столб с вывеской-предупреждением по-английски, что при волнении моря купаться запрещено. Крупным планом – слово «danger». Коп вырвал этот предупредительный знак из песка и через весь пляж вприпрыжку притащил его к нам. Вдавил в песок и, довольный собой, поучительно ткнул пальцем в «danger». На редкость сообразительный китайский кадр.

Закончилось тем, что для нас натянули буйки, которые целый день два водолаза и их помощник в лодке старательно крепили ко дну. Сразу после этого ветер стих, море успокоилось, наступил полный штиль.

Вода в Южно-Китайском море очень чистая, прозрачная, не видно ни водорослей, ни рыб. Как будто безжизненная. Но однажды волна разбила рыбацкий садок с уловом, на берег вынесло щепки и немного рыб самых причудливых размеров – и квадратные, и круглые, и ромбообразные. Загорающий недалеко от нас китаец быстренько собрал урожай и тут же закопал в песок, спрятав добычу от местных женщин, которые собирали выброшенное на берег. Как только они удалились, китаец вырыл из песка рыбу, сложил в пакет и унесся в отель. Немного странный народ.

Отправились на экскурсию в г. Санья, так как был повод – купить солнцезащитный крем, которого в отеле, естественно, не оказалось. И вот тут-то мы оценили преимущества своего отдаленного отеля! Санья – шумный, грязноватый город, в котором полным-полно наших соотечественников, соплеменников и т.д. Кругом – русская речь, ощущение – будто ты где-то на берегу обычного водохранилища. Купили крем и – быстрее к себе, в китайскую глубинку. 

Больше никуда не выбирались, хотя наша активно говорящая по-русски гид Мария китайской наружности настойчиво предлагала по телефону и речной рафтинг, и сафари на джипах, и горное восхождение. 

Растительность на острове более скудная, чем, например, в Таиланде, Шри-Ланке и пр., будто выжженная солнцем. Больше желтизны, чем зелени. Вдоль дороги – рисовые поля, залитые водой, и копошащиеся по колено в воде местные жители в широкополых шляпах. Население острова – вежливо-настороженное, нет той открытости и доброжелательности, что в других юго-восточных странах, если не считать, конечно, продавцов в шопинг-центрах. Те болтливы и услужливы, почти все хорошо говорят по-русски.

Погода на острове зимой – как повезет, может быть жарко, а может быть и прохладно. Не угадаешь.

Изредка прибывающие в отель китайцы фотографировали нас на каждом шагу, за честь считали посидеть под соседним зонтиком, хотя бесконечный пляж был пуст, прыгали от радости, когда мы позволяли им сфотографироваться рядом с собой. Непонятное ощущение – то ли ты суперзвезда, то ли обезьяна в зоопарке.

Мне кажется, в Китай можно ездить несчетное количество раз, и каждый раз он будет новым и разным. Но всякий раз, пребывая там и проходя мимо дурно пахнущего места или мокрого и дурно пахнущего места, хочется с сожалением сказать: «Аnd this we call China!».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.