Камера, мотор!
АВТОР

24.12.2009 • 14:06 902

Камера, мотор!

Современное состояние и перспективы развития кинорынка Казахстана

«Деятельность кинокомпаний, которые производят второсортные фильмы, и кинотеатров не регулируется на должном уровне. (...) Мы законодательно вводим прокатное удостоверение фильмов, что станет механизмом для регулирования кинопроката», – такое заявление, по данным «Интерфакс Казахстан» сделал Мухтар Кул-Мухаммед, министр культуры и информации Казахстана, выступая в Мажилисе Парламента РК в рамках «правительственного часа» на этой неделе. 

По словам министра, в настоящее время частные отечественные кинокомпании «довели свободу действий до абсурда», и в результате, считает г-н Кул-Мухаммед, в казахстанский кинопрокат стали поступать низкопробные фильмы, в частности, «Тюльпан», «Кайрат – чемпион». «Девственник №1» и др. «Эти фильмы – абсурд, позор. Со следующего года я за каждый фильм, который взят в производство с 2008 года, смогу отвечать перед вами лично, поскольку будет введено прокатное удостоверение», – добавил г-н Кул-Мухаммед.

К сведению. Фильм «Тюльпан» на Токийском международном кинофестивале этого года получил сразу две награды: Гран-при (Tokyo Sakura Grand Prix), а также Приз за лучшую режиссуру. Фильм отметили и на другом международном фестивале, проходящем на Гоа. Он стал обладателем «Золотого павлина».

С данной постановкой вопроса, о которой говорил министр культуры и информации Казахстана, не согласны ведущие специалисты и игроки киноиндустрии республики. Так, Бауржан Шукенов, исполнительный директор кинотеатра «Арман», говорит, что «перспективы у казахстанского кино были бы намного успешнее, если бы в них было заинтересовано киносообщество, в которое входят кинокомпании, кинотеатры, телеканалы, кинорежиссеры и актеры, то есть все люди, которые работают в этом направлении». «Но на сегодняшний момент, – поясняет г-н Шукенов, – подобной тенденции не наблюдается. К примеру, министерство культуры и информации воюет с кинотеатрами. Необходимо на государственном уровне вести цивилизованный диалог с игроками на рынке киноиндустрии».

По оценке специалистов, кинопроизводство в Казахстане, несмотря на все прилагаемые усилия, остается в зачаточном состоянии. О подобном положении вещей свидетельствует и статистика, 70% кинорынка Казахстана принадлежит американскому кино, 25% – российскому и только 3% занято продукцией отечественного кинопроизводства.

В 2008 году доля зрителей казахстанских фильмов составила всего 5,15%. Подобную фатальную статистику специалисты связывают с несколькими причинами. Во-первых, производство отечественных кинофильмов было в недостаточном количестве. До 2008 года киностудией «Казахфильм» в среднем за год выпускался 1 фильм, в сравнении с мировым кинопроизводством это весьма маленькая цифра. Во-вторых, отсутствует законодательная база, стимулирующая развитие киноиндустрии в Казахстане. Но уже в этом году, по оценке Дидара Амантая, главного редактора киностудии «Казахфильм» им. Ш. Айманова, в данном направлении сделано не так уж мало. В новую редакцию Закона «О культуре» введены основополагающие понятия, которые призваны регулировать область киноиндустрии. Из 31 поправки, принятой в 2009 году, 20 имеют отношение к киноиндустрии. По мнению представителей киностудии «Казахфильм», не лишним для развития отечественного кинопроизводства будет и создание отдельного Закона «О кино», в котором бы были определены конкретные меры как по государственной поддержке казахстанской киноотрасли, так и по динамизации инвестиционной деятельности в национальном кино и повышению его конкурентоспособности. В-третьих, по словам Бауржана Шукенова, «на сегодняшний день казахстанские кинопроекты страдают недостатком рекламы и промоушена», что тоже весьма негативно отражается на притоке зрителей отечественных фильмов.

При всех недостатках современной казахстанской киноиндустрии отечественные фильмы пользуются успехом среди жителей республики. Как утверждает исполнительный директор кинотеатра «Арман», среди казахстанских фильмов есть и те, которые являются вполне конкурентоспособными, к примеру, «Кайрат – чемпион», «Девственник №1» или «Заблудившийся». На эти фильмы зрители идут не меньше, чем на средние голливудские. «В год у нас в стране, – уточняет г-н Шукенов, – проходит в прокате порядка 200 фильмов, из этого числа только 7-8 казахстанских фильмов. Но на данном этапе, когда из-за глобального финансового кризиса спад в мировой киноиндустрии весьма ощутим, такой показатель является вполне достойным».

Вместе с тем киноиндустрия Казахстана не стоит на месте и делает весьма ощутимые шаги по модернизации и расширению. Данный факт можно проследить и на примере развития ведущего игрока на рынке кинопроизводства Казахстана киностудии «Казахфильм». «В 2009 году, после смены руководства, – поясняет г-н Амантай, – существенно поменялся менеджмент компании. Если раньше она была нацелена в большей мере на создание фильмов арт-хаус, которые показываются на различных фестивалях, то сейчас кроме этого направления в деятельности киностудии стало активно продвигаться так называемое продюсерское кино. Продюсерское кино – это фильмы, призванные обеспечить коммерческий успех картины». Для этих целей при киностудии «Казахфильм» был открыт Продюсерский центр, обеспечивающий участие ведущих продюсерских компаний в производстве казахстанского кино. Также на базе киностудии начали работу Центр развития кинопроектов, который отвечает за доработку сценариев с учетом мнения специалистов и простых зрителей, Маркетинговая служба и Дирекция по прокату и дистрибуции. 

Кроме того, в 2009 году на киностудии «Казахфильм» началась реализация крупнейшего проекта технической модернизации производственной базы. В настоящее время полностью завершено переоснащение аппаратного цифрового комплекса, а именно: введены в эксплуатацию студии речевого озвучивания и цветокоррекции фильмов, современные видеомонтажные, аппаратная компьютерной графики, студия перезаписи фонограмм в системе DOLBY, студия шумового озвучивания фильмов, приобретены современные цифровые и киносъемочные камеры и операторская техника. За всю историю существования киностудии впервые был полностью сформирован весь технологический цикл постпроизводства. В этой связи следует отметить, что ранее оплата этих услуг составляла около 30% бюджета всего кинопроекта, которая уходила в кинокомпании России, Чехии, Турции и других стран. По словам главного редактора киностудии, сейчас благодаря проведенной работе по техническому оснащению студии, «Казахфильм» можно назвать единственным, самым оснащенным центром киноиндустрии центральноазиатского региона, на территории СНГ вторым по значимости после «Мосфильма». В текущем году киностудией были запущены в производство 10 художественных фильмов, 2 кинотелесериала (двадцатисерийных), 2 детских фильма, 11 короткометражных художественных фильмов, 10 документальных, первый национальный анимационный полнометражный фильм, первый анимационный сериал, 22 сюжета кинолетописи.

Казахстанские кинопроизводители не пытаются вариться в собственном соку, а выходят и на мировой уровень с целью освоения опыта ведущих стран-кинопроизводителей, таких как США. В рамках данного направления в мае этого года в Лос-Анджелес была направлена группа молодых кинематографистов из 6 человек для изучения организации голливудской модели кинопроизводства.

На 2010 год руководство кинокомпании «Казахфильм» им. Ш. Айманова ставит перед собой задачу дойти до 1 млн. зрителей. В связи с этим «Казахфильм» в этом году запустил первый прорывный коммерческий проект «Золотой воин» совместно с кинокомпанией Тимура Бекмамбетова, который входит в пятерку успешных режиссеров мира, проекты «Афганец» с Егором Кончаловским и «Ирония любви» с компанией Рината Давлетьярова. К участию в казахстанских фильмах привлечены на сегодняшний момент известные зарубежные актеры.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

кино Казахфильм кинопрокат

24.12.2009 • 14:06 902

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus