USD
70541.70$
+1146.500

В гостях у Йоулупукки

Ехать мы решили самостоятельно, без помощи турфирм. Мы здраво рассудили, что Финляндия – практически наша родная земля (подумаешь, чуть больше 90 лет прошло со времен, когда русские императоры ездили на свои финские дачи), ну а английским мы владеем в той степени, чтобы объяснить, что нам нужно и куда мы хотим пройти.

И мы начали готовиться к поездке. Заказали билеты Москва – Хельсинки на аэрофлотовском сайте, забронировали отели в Хельсинки и Рованиеми с помощью Hotel Reservation Service (HRS). Бронирование отеля не влечет за собой немедленную оплату, нужно выбрать отель и номера, по цене и комфортности устраивающие тебя, и определиться со сроками пребывания, а оплатить все можно при выезде из отеля. Оставалось получить визу для въезда в Финляндию – шенгенскую. И тут все прошло гладко, причем визу нам дали на год (я уже в восторге от этих дружелюбных финнов!).

Наше путешествие началось 27-го декабря. Самолет приземлился в аэропорту Хельсинки точно по расписанию, мы получили багаж, прошли паспортный контроль и вышли в город. Все это заняло не более 15 минут. Хельсинки был чудесен, температура +3, никакого снега, темнота зимнего вечера расцвечена огнями праздничных гирлянд. Подошли к стоянке такси. Водитель, пожилой элегантный мужчина, почтительно открыл дверцы своего «Мерседеса» каждому из нас и, включив тихую классическую музыку, повез нас в отель.

Отель Scandic Marski расположен в самом центре города, до всех интересных нам мест – рукой подать, все в пределах получаса спокойной ходьбы. Scandic Marski входит в сеть отелей Scandic, это отели хорошего среднего класса, предоставляющие весь комплекс необходимых для комфортного проживания услуг. Их сеть раскинулась по скандинавским странам, и там всегда ждут гостей. А то, что нас ждут, мы поняли сразу. Наш багаж был выгружен в холл отеля с не меньшим почтением, чем багаж английской королевы. Девушка за регистрационной стойкой за пять минут оформила все документы, рассказала о распорядке дня в отеле и предложила пройти в номера.

Приятным сюрпризом было то, что в стоимость проживания почти во всех отелях в Финляндии входит посещение сауны. Она доступна с 7 до 10 утра и с 17 до 22 вечера. С утра пораньше помчались с подругой в сауну, потом отлично позавтракали.

Финская кухня – это особая статья. В период подготовки к путешествию я услышала по телевизору такую фразу: «Хуже финской кухни – только английская». Не знаю про английскую, но финская мне очень понравилась! Продукты свежие, не замученные соусами, кулинарными обработками и экзотическими добавками. Блюда простые и понятные – рыба, оленина, зелень, масло, молоко и хлеб… Хлеб, по-моему, отражает суть, если хотите, – национальную идею Финляндии. Неаппетитный с виду, но очень-очень вкусный, великое множество сортов. В любом ресторане вам принесут корзинку с хлебом, различные приправы к нему и кувшин холодной воды.

Вот и страна такая же – неброская природа, скупая на внешние детали архитектура, но все очень удобно, добротно, основательно.

Погода по-прежнему была осенняя, около 0, и никакого снега. Пошли на разведку в сторону моря, Финский залив должен был быть где-то рядом. Поплутав немного по улицам, вышли к нему и восхитились панорамой города. С берега видна старая часть Хельсинки: все дворцы, соборы и дома, построенные еще при царском режиме и теперь украшающие собой этот северный серо-коричневый город. В свинцовой воде плавали уточки, с берега туристы бросали им хлебные крошки, а в гавани стояли паромы, пришедшие из Стокгольма, и сновали небольшие катера. Жизнь кипела не только на воде – на берегу раскинулся рынок с сувенирами и продуктами. Тут же на площади мы сели в экскурсионный трамвайчик и проехали по городу, по его самым красивым местам, послушали гида и сориентировались на местности.

После такой прогулки захотелось согреться, выпить кофе. Поскольку трамвайчик привез нас обратно на набережную, то и кафе мы стали искать поблизости. Наш взгляд упал на корабль, пришвартованный к берегу, он был похож на цирковой балаган – деревянный парусник, увешанный какими-то артефактами, весь в плакатах и украшениях, около трапа стояла доска с заветными словами «coffee, tea». Мы поднялись по трапу и вошли внутрь. Вот это да! Все помещение было заставлено вещами, увешано фотографиями, рисунками, всем, что только можно было найти и принести сюда из морской истории то ли этого корабля, то ли его хозяина. Три или четыре столика с посетителями, но ни официантов, ни хозяина не видно. Увидели в углу термос с кофе и тарелочку с выпечкой. Решив, что не погибать же нам тут, сами взяли себе кофе, пирожные и присели за столик. Здесь можно провести целый день, изучая экспонаты этого музея. Но мы были в самом начале своего путешествия, поэтому торопились и, бегло осмотрев все, направились к выходу. Тут же в проеме окна появилось лицо капитана Врунгеля и мило попросило нас рассчитаться за кофе, а мы и не были против, просто не знали, как это сделать.

Везде на улицах стояли рождественские деревья, дома были украшены венками и гирляндами, в окнах приветливо горели свечи. Картинка идиллической рождественской европейской страны была совершенна.

Следующий день посвятили шопингу. Кроме «торговой Мекки» – универмага Stokmann, в Хельсинки множество магазинов местных фирм, ну и, конечно, вся линейка известных бутиков. Кстати, языковой барьер в Финляндии отсутствует, в любом магазине, ресторане обязательно есть русскоговорящие официанты и продавцы, все меню обязательно с русским эквивалентом. А в эти предновогодние дни вообще казалось, что мы в России, столько много было туристов из Питера и Москвы. Повсюду слышалась русская речь.

Настала пора подумать о встрече Нового Года, и на следующий день с утра мы отправились к главному собору Хельсинки – собору Святого Петра. Величественное сооружение, белоснежное и торжественное, стоит почти на берегу залива, перед ним раскинулась площадь, на которой горожане встречают Новый Год. Мы изучили расписание праздничных мероприятий, купили шампанского и всяких вкусностей на старом рынке, расположенном в красивом здании на берегу залива, заказали места на новогодний вечер в национальном ресторане, что на площади перед собором, сходили в художественную галерею, где проходила выставка народных промыслов, поужинали и вернулись в отель. Вечерняя сауна, коктейль в номере и спать – завтра Новый Год.

Два слова о спиртном в преддверии праздника. За все время пребывания в этой замечательной стране мы в продаже не видели крепких спиртных напитков. Пиво, вино, шампанское – пожалуйста, а все остальное, видимо, продается в очень специальных местах, о которых мы не знали, да и не очень-то хотелось, у нас все было с собой, прихватили в Duty Free. И в ресторанах крепкие напитки подаются только порционно (40 мл) или в виде коктейлей.

31-е декабря, на улице солнце, правда, ветер довольно холодный, но температура около 0, небо синее, жизнь радует! В соборе слушали Рождественский органный концерт. Не могу сказать, что я искушенный меломан и любитель классической музыки, но это было не просто здорово – волшебно. Скорее всего, совпало все – солнце, настроение, ожидание праздника, красота и величие музыки, торжественная атмосфера собора. Ближе к полуночи мы направились в ресторан. Там весело и шумно гулял народ, ожидая представления и праздничного фейерверка. В 23-50 все высыпали на улицу. На большой сцене, сооруженной на ступенях собора Святого Петра, хор исполнял рождественские гимны, в 23-59 мэр Хельсинки поздравил горожан и гостей города с Новым Годом.

Часы пробили полночь, небо расцвело диковинными огненными цветами, и начался концерт. Публика была веселой, дружелюбной, все танцевали, поздравляли друг друга, пили шампанское, фотографировались на память. Часа через полтора народ начал постепенно расходиться, кто по клубам, кто по домам.

Утром 1-го января мы отправились в Турку – старейший и пятый по величине город Финляндии, основан в XIII веке. С самого своего основания и до 1812 года город в устье реки Аура был столицей финского государства. Добравшись до Турку на комфортабельной электричке, были удивлены безлюдностью и тишиной, которая царила на привокзальной площади. Пошли пешком по направлению к центру города. Дома стояли тихие, людей на улицах не было вообще. После того, как мы битый час пытались по пути найти кафе, где бы нам удалось выпить кофе, были вынуждены признать – сегодня 1 января, и ни один нормальный человек не пойдет на работу, чтобы поить, кормить, возить нас в такси и показывать достопримечательности своего чудесного в другое время города.

Короткий зимний день стремительно подходил к концу, и перспектива блуждать по темным улицам мало знакомого города не прельщала. Поэтому мы поторопились к вокзалу и вздохнули с облегчением, оказавшись в мягком, светлом, теплом вагоне поезда. Первый этап нашего путешествия подошел к концу, а Новый год только начинался, впереди нас ждало Рождество в Лапландии.

Лапландия… от самого этого слова веет сказкой, чудесами, и, конечно, сразу вспоминаются Дед Мороз и Новый Год. На самом деле в Лапландии, на Северном Полярном круге живет Санта Клаус, которого раньше местная детвора именовала Йоулупукки.

Столица Лапландии – город Рованиеми. Туда мы и поехали из Хельсинки на поезде, который отправляется вечером с центрального вокзала (красивый, большой, чистый и удобный), а в Рованиеми прибывает рано утром. Никакой проверки билетов, никакой суеты. Мы ехали на втором этаже! Купе двухместное, спальные места широкие и мягкие, отличное белье, столик, туалет, раковина, душ, кондиционер, персональный свет для каждого пассажира. Расстояние от Хельсинки в 800 км поезд преодолевает за 9 часов.

Рано утром мы прибыли в Рованиеми, было холодно, минус 20. Взяли такси и отправились в отель той же сети Scandic. Но мест в отеле не оказалось, перед нами вежливо извинились, накормили завтраком, предложили сдать вещи в камеру хранения и подождать в холле. Через некоторое время холл стал наполняться людьми, гостями отеля и служащими, появились турагенты. Мы заказали экскурсии и расспросили про город.

Оказывается, Рованиеми – самый большой по площади город Европы (!), 8016 кв. км, и самый малолюдный: на 1 кв. км здесь приходится 3 человека и 20 оленей. Название города происходит от саамского roavve, что означает «холм, покрытый лесом». Рованиеми расположен в 8 км южнее полярного круга, в месте слияния двух крупных северных рек – Оунасйоки и Кемийоки. Эти реки и их притоки, если смотреть на них с высоты птичьего полета, напоминают оленьи рога, и вся планировка города подчинена тому, чтобы не нарушать это сходство. В Финляндии вообще, а в Лапландии особенно, очень трепетно и внимательно относятся к природе, причем как к живой, так и неживой. Природа небогатая и неяркая, все здесь очень умеренно, даже среднегодовая температура 0. Но должно же быть что-то, что компенсирует эту умеренность, расцвечивает жизнь яркими красками! Это северное сияние, которое можно наблюдать в окрестностях города в сентябре-октябре и феврале-марте.

Через пару часов нам предоставили с извинениями места в другом отеле по той же цене. Отель оказался классом выше, находился в чудном месте около реки, из окон был виден мост Яткян Кюнттиля (по-фински Jдtkдnkynttilдn silta – «свеча сплавщика», один из символов Рованиеми). Он действительно очень красивый, особенно по ночам, когда на нем зажигаются огни. Обязательная сауна, но уже с бассейном.

Если вы не любитель горных лыж (здесь есть очень хорошая горнолыжная трасса), не поклонник экстремальных прогулок на снегоходах, то 4-5 дней вполне достаточно, чтобы получить удовольствие и не заскучать в Рованиеми. Отдыхают в это время в Лапландии в основном русские семьи с детьми. Католическое Рождество и Новый Год прошли, рождественские каникулы закончились, а у наших детей каникулы в самом разгаре. Вот и кажется, что ты не за границей, а у себя дома, везде слышна русская речь.

На следующий день у нас была запланирована экскурсия на собачью и оленью фермы. Утро было солнечным, на улице существенно потеплело, около 8-ми градусов мороза. Кстати, в городе, да и в отелях, есть множество пунктов проката спортивного снаряжения и инвентаря. Мы обошлись собственным гардеробом, прихватив с собой небольшую бутылочку волшебной согревающей жидкости. Ехали около часа, любовались природой, слушали рассказы о северных оленях и собаках редкой породы – сибирских хасках, которых финны завезли из Сибири и культивировали эту чудесную породу, тогда как на родине они практически исчезли. Хаски примечательны тем, что они очень ласковые, абсолютно неагрессивные, любят людей и свою работу – бег в упряжке по снежной пустыне. Нас предупредили, что эти собаки лают только с целью привлечения к себе внимания и ласки.

Ферма – большая территория, уставленная собачьими будками на таком расстоянии друг от друга, чтобы собаки, сидящие на цепи, могли свободно гулять, не мешая друг другу. Как только мы появились, поднялся страшный лай, каждая собака ждала, когда же к ней подойдут. Они были все разные – черные, белые, пятнистые, но все с голубыми глазами. Обязательно следите за рукавицами и перчатками, потому что хаски моментально подхватывают потерянную вещицу и съедают ее. Исход, как правило, печальный.

Искусство составления собачьих упряжек высоко ценится местными жителями. Чтобы правильно составить упряжку, нужно очень хорошо знать собак, потому что у каждой хаски в упряжке своя роль, которой должны соответствовать и физические данные, и характер. Наигравшись вдоволь с собаками, мы пошли кататься. Такого восторга я давно не испытывала! Повозка низкая, почти вровень с землей, внутри оленьи шкуры, ложишься на дно и несешься в снежной круговерти, как в детстве на санках с высокой горы. Супер!

Оленья ферма располагалась неподалеку. Олени – маленькие, неказистые, вот только глаза большие и печальные. Погуляв немного в ожидании своей очереди на катание, мы начали замерзать. Зима все-таки. Но тут нас пригласили в помещение, внутри которого на открытом огне готовился «глёги», это что-то вроде компота или ягодного чая, очень вкусный и согревающий, является традиционным рождественским напитком в Финляндии. Тут-то и пригодилась нам наша волшебная бутылочка. Два стаканчика «глёги» вернули нам интерес к жизни и согрели лучше любой шубы. Мы готовы были к поездке на оленях хоть на Северный полюс.

Симпатичный беленький олешка резво припустил с места. На крутых виражах мы почти вываливались из саней, визжали от восторга и обогнали пару других упряжек, которые печально и аккуратно везли мамочек с маленькими детьми. Нам так понравилось кататься, что мы пошли на второй круг, можно было бы и на третий, но наше время истекло, в воротах фермы стояла новая группа жаждущих развлечений. Когда мы уселись в автобус, экскурсовод торжественно вручила нам всем удостоверения, которые подтверждали, что мы можем управлять оленьей упряжкой, правда, только в районах Крайнего Севера.

В отель мы вернулись довольные, голодные, и потому сразу пошли ужинать в национальный финский ресторан, где нас замечательно обслуживал и вкусно кормил «коренной суоми» из Казани.

Мы полюбили Лапландию, а она полюбила нас. На следующий день стало еще теплее, и мы поехали на встречу с Дедом Морозом (он же Санта Клаус, он же Йоулупукки) прямо на Северный Полярный Круг, прямо в его резиденцию, известную во всем мире как «Санта-Парк». Если кто-то не знает, где она находится, вот вам адрес: Santa Claus Village, 96930 Napapiiri Rovaniemi, тел. +358(0)16-356 2096, факс +358(0)16-356 2096. Пишите, звоните, просите выполнить желание.

Ну а мы отправились от Рованиеми по шоссе № 4 в сторону Ивало на городском автобусе номер 8. Вот так запросто на автобусе в сказку. А сказка сияла огнями, манила светящимися окнами домов, шумом толпы, музыкой. Выйдя из автобуса, мы сразу поняли, что ОН живет здесь, это его владения, его мир. Через центральный вход гости Санты попадают в большой сказочный дом, где гномы, стоя на линии Полярного круга, распевают рождественские гимны. Где в бесчисленных магазинчиках продаются всевозможные сладости, сувениры и подарки. Где можно отведать обед, приготовленный специально для гостей Санты. Ну и, конечно, в этом доме живет сам Санта Клаус, и к нему можно зайти в гости.

Увидев очередь на прием к Санта Клаусу, решили сходить на почту и отправить открытки друзьям и родственникам. Почта была самая настоящая, множество гномов сновали туда-сюда, сортируя корреспонденцию, целые мешки. Другие гномы помогали посетителям заполнить бланки и открытки. В глубине комнаты горел камин, и нам даже разрешили подбросить дровишек. Мы подписали открытки, купили памятные монетки – свидетельство того, что мы действительно побывали на Северном Полярном Круге, посмотрели на огромные шкафы, заполненные письмами со всех концов света (больше всего пишут из Италии), посидели на диванчике и за письменным столом Санты, и пошли к нему в гости.

Почему-то я думала, что за дверью комната, где нас встретит радушный хозяин. Не тут-то было, мы оказались то ли в пещере, то ли внутри ледяной глыбы. Двери за спиной закрылись, и мы остались одни. Раздался какой-то скрежет, и потом мерное громкое тиканье «тик-так, тик-так». Звуки были недобрые. Приглядевшись, мы увидели, что с высокого потолка свисает маятник часов, а внизу какие-то жернова что-то перемалывают. Но вот что? Время? А где же добрый Санта? Дорожка вела вперед и вверх, по спирали огибая маятник гигантских часов. Вдруг раздался треск, под ногами у нас «ломался» лед, и мы невольно стали прыгать с одной льдины на другую. Затем закружила, запела вьюга, и полыхнуло северное сияние. Густой туман окутал нас, и мы должны были пройти сквозь него. Часть испытаний я уже забыла, наверное, от страха, но в конце пути мы опять оказались перед дверью. Она распахнулась, мы шагнули внутрь и увидели: Санта Клаус в своем традиционном костюме и в пестрых вязаных носках сидит на скамейке, под ногами домотканый половичок. Он дружелюбно приглашает нас присесть рядом и спрашивает, как нас зовут. Мы по очереди представляемся. Он приходит в неописуемый восторг и громко кричит: «Маша фром Раша!!! Хо-хо-хо!». И мы, прекрасно понимая, что это дежурная шутка, произнесенная им уже тысячу раз, почему-то тоже начинаем хохотать и радоваться. В этот-то момент нас и снимает фотограф.

Все мы вошли в вечность. Мы встретились с НИМ, мы сидели с ним на одной скамейке, как с приятелем, и пусть он только попробует теперь не выполнить наши желания, мы ему напомним про «Машу фром Раша!».

На выходе мы попали в современный технический центр, где на многочисленных экранах в тот момент транслировалось наше путешествие к Санта Клаусу. Ну и лица же у нас! Готовые фотографии вставлены в «паспарту» и предложены нам по сходной цене.

Вечер следующего дня был рождественским сочельником. Ужин в ресторане отеля был романтичным и немного грустным. Ну, вот и все, наша рождественская сказка закончилась, утром на самолете в Хельсинки, оттуда в Москву, потом домой. Но что-то мне подсказывает, что я еще вернусь сюда... Идея встретить Новый Год в Финляндии зародилась еще летом, когда я, будучи в Москве, встретила свою давнюю хорошую подругу. Был август, стояла тридцатиградусная жара, мы прогуливались по Тверской, мечтая присесть где-нибудь в тенечке и выпить чего-нибудь прохладного. И вот, когда место в уличном кафе было найдено, а официант пошел выполнять заказ, подруга спросила: «А как ты будешь встречать Новый Год?». Через Москву я возвращалась из отпуска, была переполнена впечатлениями, и задумываться о таком далеком событии, как Новый Год, мне и в голову не приходило. Но она начала рассказывать о своих планах поехать в Финляндию, и мне эта идея показалась интересной.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.