Общественный – значит государственный?
АВТОР

05.03.2013 • 01:28 2234

Общественный – значит государственный?

Об особенностях национальной перевозки

Вытеснить с рынка пассажирских перевозок Алматы частников с помощью создания муниципального автобусного парка планируют власти мегаполиса. Заместитель акима города Виктор Долженков заявил, что «…уже в первом полугодии следующего года в Алматы начнут ходить автобусы нового автопарка». Пока они будут обслуживать 12-15% перевозок. По его расчетам, «если акимат будет привлекать 250 автобусов ежегодно, то на пятый год уже смогут перевести все городские маршруты на новые автобусы». В перспективе это улучшит ситуацию с транспортным обслуживанием населения в Алматы, которое, по мнению горожан, уступает другим городам.

В Ассоциации перевозчиков Алматы, в которую входит 15 компаний перевозчиков, тех самых частников, к данному начинанию относятся с известной долей скептицизма. Так как планы о создании подобного парка ведутся с начала 2000-х годов, а «воз и ныне там». В Ассоциации поясняют, что проблемы общественного транспорта Алматы имеют под собой ряд причин, и главная – это отсутствие дотаций из городского бюджета. Существующий размер стоимости проезда не окупает затрат перевозчиков. В городе около 49% пассажиров пользуются льготным правом на проезд, то есть оплачивают 50% билета, и средняя себестоимость проезда в результате составляет 37,5 тенге. А, чтобы выйти на прибыльный уровень, плата за проезд должна составлять не менее 70 тенге. По причине убыточности очень малое количество перевозчиков в состоянии осуществлять обновление автобусного парка. За последние 2 года новые автобусы приобрели не более 5 перевозчиков. Это связано как с отсутствием финансовых мощностей, так и с опасениями предпринимателей приобретать автобусы в кредит, так как имеется большой риск неспособности обслуживать заем.

Кстати, бороться с недобросовестными участниками рынка пытаются и сами перевозчики. Как рассказывают в Ассоциации, еще несколько лет назад на рынке перевозок в Алматы действовало свыше 50 перевозчиков. Сейчас 120 городских маршрутов обслуживают 23 компании. Еще одним способом к упорядочиванию своей работы стало введение с 2010 года проездных билетов. Стоимость полного месячного билета будет составлять 4500 тенге, студенческого – 2250 тенге, школьного – 850 тенге. Кстати, система оплаты проезда посредством валидаторов, призванная вывести уровень предоставляемых услуг общественного транспорта на новый уровень, также провалилась из-за недостатка средств. Оборудование требовало обслуживания, пунктов пополнения карточек оплаты в городе не хватало, и, кроме того, необходимость пересчета мелких монет, которые принимались в качестве оплаты валидатором в сотнях автобусов, создавала дополнительные трудности.

Немало проблем доставляет и отсутствие квалифицированных кадров. Алматинских водителей не устраивают условия работы в общественном транспорте, и чаще всего эта позиция занята приезжими работниками из других регионов Казахстана. В Ассоциации отмечают, что в Астане ситуация с пассажирскими перевозками действительно обстоит лучше, чем в Алматы, и причина на поверхности. Общественный транспорт Астаны находится на дотациях акимата. Количество маршрутов здесь в 2 раза меньше, и при этом плата за проезд выше, чем в Алматы, она составляет 65 тенге.

Кстати, пока в Алматы пассажиры сетуют на перевозчиков, в столице выражают недовольство своим новым положением водители и кондукторы общественного транспорта. С этого года им предложили работать на новых условиях – по фиксированной оплате, согласно штатному расписанию автобусного парка. До этого их статус определялся как индивидуальный предприниматель, и аренда транспорта приносила больший доход, нежели грядущая заработная плата.

Говоря об общественном транспорте, нельзя не вспомнить и о долгоиграющем алматинском метро. Строительство с переменным успехом ведется с 1988 года, и в 2010 году была обещана сдача в эксплуатацию первой очереди первой линии алматинского метрополитена. Основные конструкции станций «Райымбек», «Жибек жолы», «Алмалы», «Алатау» действительно были достроены в 2009 году. Однако, как сообщил аким Алматы Ахметжан Есимов, «…для завершения строительства первой очереди первой линии в 2010 году городу нужно 54 млрд., из которых 20 млрд. необходимо на строительно-монтажные работы, остальное – на покупку оборудования, начиная от подвижного состава, электро-, кабельной продукции и другого, очень сложного и дорогого оборудования».

По поводу гарантированного поступления этих средств информации не было. В течение 20 лет на строительство метро уже было потрачено 108 млрд. тенге. Но власти все же планируют, что с декабря этого года по 7 станциям начнут движение 7 новеньких электропоездов производства Hyundai, которые уже закуплены.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

перевозки автобусы метро транспорт

05.03.2013 • 01:28 2234

Поделиться
Общественный – значит государственный?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus