Условия поставки российской нефти в Беларусь в 2010 году до сих пор не определены
Новогодние традиции незаметно пополняются: помимо просмотра «Иронии судьбы, или с легким паром» под оливье и шампанское, мы в режиме реального времени уже второй год наблюдаем за энергетическими войнами, причем конфликтные ситуации у России возникают с ближайшими соседями. Напомним, что прошлые новогодние каникулы были ознаменованы газовой войной с Украиной, в эти праздничные дни конфликтная ситуация возникла с Беларусью.
Традиция под Новый год разбираться с тем, когда и по какой схеме рассчитываться за энергоресурсы, появилась еще в 2005 году. Тогда впервые советником президента России по экономическим вопросам Андреем Илларионовым по отношению к сложившейся между Россией и Украиной ситуации было употреблено выражение «газовая война». Новый виток этот конфликт получил в прошлом году, в результате с 1 января 2009 года прекратилась подача газа для Украины, с 5 января уменьшилась подача для европейских потребителей, а с 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращен полностью. В последующем ситуация была налажена, но в течение всего 2009 года, когда приближалось 7 число каждого месяца и Украине необходимо было рассчитываться за газ, все замирали в ожидании: заплатят – не заплатят.
В новогодние каникулы 2010 года конфликтная ситуация у России возникла уже с другим соседом – Беларусью, и уже не из-за газа, а из-за нефти. Причинами для конфликта стали транзит российской нефти через территорию Беларуси и размеры таможенных пошлин. C 2010 года прекратил свое существование прежний договор о поставках нефти, перестал действовать понижающий коэффициент на поставки нефти и нефтепродуктов в Беларусь, который в 2009 году составлял 0,356. За три года применения такого понижающего коэффициента, по некоторым оценкам, российский бюджет субсидировал экономику Беларуси на несколько миллиардов долларов.
Переговоры о новом соглашении идут с большим трудом. Напомним, что условия транзита энергоносителей в рамках единого таможенного пространства еще не согласованы и вступят в силу 1 июля текущего года.
Пока же Минск предлагает такую схему поставок нефти: от 8 до 9 млн. тонн нефти должны поставляться на внутренний рынок Беларуси беспошлинно, а с оставшихся 12,5-13,5 млн. экспортных тонн Россия должна брать пошлину с 15-процентной скидкой. Такая схема означает, что российский бюджет будет нести большие убытки, и, в свою очередь, Москва предложила другую схему: 6 млн. тонн нефти беспошлинно, а все остальное – со 100-процентным сбором платежей.
По информации российских СМИ, всего Минск закупает у России больше 20 млн. тонн нефти, из которых большая часть либо перерабатывается, либо перекачивается в Европу. Таким реэкспортом российской нефти Беларусь занимается давно. При этом экспортная пошлина взималась в льготном режиме: в 2009 году Россия получала только 35,6% от обычной пошлины. При этом Минск унифицирует свои пошлины с российскими. По подсчетам газеты «Ведомости», в 2009 году Россия получила от пошлин на экспорт нефти через Беларусь $1,7 млрд., а недополучила, по сравнению с другими направлениями, $3 млрд.
При таком расхождении в интересах Россия и Беларусь не смогли договориться до 31 декабря 2009 года, и сложная ситуация плавно перетекла в новый год.
3 января агентство Reuters со ссылкой на анонимные источники среди трейдеров сообщало, что поставки нефти из России в Беларусь прекращены, однако 4 января эту информацию опровергли в Беларуси.
Вместе с тем, Правительство России подтвердило «свою готовность беспошлинно поставлять нефть для внутреннего потребления Беларуси с учетом особого характера союзнических отношений в согласованные сроки и при наличии документов, создающих для этого правовые основания». Затягивая же переговоры, Беларусь может лишиться предложенных Россией льгот. А такие условия Россия еще не предлагала никому. Напомним, что предложение о беспошлинных поставках 6,3 млн. тонн российской нефти в год для внутрибелорусского рынка было сформулировано президентом России Дмитрием Медведевым на заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Беларуси в конце 2009 года.
Пока нефть штатно поступает и на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия, и для дальнейшего транзита, сообщила РИА «Новости» пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко. Она не уточнила, какое количество российской нефти уже поставлено в Беларусь с начала года, но отметила, что «все происходит в рамах предварительных договоренностей в независимости от хода переговоров».
Переговорный же процесс пока продолжается: стороны обменялись письменным изложением своих позиций и выразили готовность к продолжению переговоров.
«Пока сбоев в поставках не было, стороны не пойдут на обострение конфликта, потому что Беларусь остается одним из главных стратегических партнеров России», – считает Артем Новиков, аналитик ИК «Прогноз». По мнению эксперта, в ближайшее время компромиссное решение будет найдено, так как интеграция выгодна обеим сторонам, и вместе с тем, такой сложный процесс не может проходить безболезненно. Окончания конфликта можно ожидать уже к концу января.
Справка. Беларусь вслед за Россией с 1 января 2010 года снизила ставку экспортной пошлины на сырую нефть с $271 до $267 за 1 тонну. До российского уровня унифицированы и белорусские экспортные пошлины на нефтепродукты. Экспортная пошлина на светлые нефтепродукты (легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы) с 1 января в Беларуси составляет $192,2 против прежних $194,9 за 1 тонну, на темные нефтепродукты (масла, отработанные нефтепродукты, минеральные воски, кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки нефтепереработки) – $103,5 против прежних $105 за 1 тонну. Беларусь унифицирует с РФ экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с января 2007 года в рамках соглашения на 2007-2009 годы об условиях поставки нефти. В 2009 году понижающий коэффициент к стандартной российской экспортной пошлине на нефть составлял 0,356.