Конкуренция не в эффекте масштаба
АВТОР

04.02.2010 • 13:59 933

Конкуренция не в эффекте масштаба

Товары и услуги, которые казахстанские компании предлагают на экспорт

Казахстанскому бизнесу необходимо активно заняться продвижением своих товаров и услуг на рынках стран Таможенного союза. Такое заявление озвучил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на расширенном заседании бюро политсовета правящей партии «Нур Отан» в минувшую пятницу. В свою очередь, по словам президента, представителям государственных органов давно нужно было провести исследовательскую работу относительно свободных ниш на рынках России и Беларуси.

В связи с этим возникает вполне справедливый вопрос: насколько казахстанский бизнес в состоянии предложить конкурентоспособные товары и услуги на экспорт.

Как рассказал «Капитал.kz» Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей, «количество казахстанских предприятий, способных конкурировать с российскими гигантами, ограничено, их можно пересчитать по пальцам». В основном, отечественные производители могут предложить продукты питания: молочные товары, соки, переработанные овощи, муку, мучные изделия, алкогольную продукцию. «Но и их в достаточном количестве производят наши соседи, поэтому конкуренция здесь будет жесткая, – подчеркнул г-н Назханов, – Единственное преимущество наших товаров – их более высокие вкусовые качества, меньше различных искусственных добавок. Однако в России, например, государство оказывает пищевой промышленности существенную поддержку, здесь выросли крупные предприятия, в то время как в Казахстане – это все еще средний бизнес».

С другой стороны, существует и диаметрально противоположное мнение Азата Перуашева, председателя Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен». По его словам, казахстанские производители «по целому ряду направлений могут сегодня достаточно успешно конкурировать не только с российскими производителями, но и на международном уровне». Чтобы не быть голословным, председатель НЭП Казахстана привел несколько довольно убедительных примеров.

Так, в казахстанской медицинской отрасли по итогам прошлого года по финансовым показателям наблюдался прирост в 23% и порядка 60% – по физическим. В сфере машиностроения в стране есть предприятия, которые расположены вдоль границ с Россией: в Петропавловске, Уральске, Павлодаре, которые сегодня поставляют свою продукцию не только в нашу страну, но и соседнюю Россию. В частности, Павлодарский машиностроительный завод поставляет в Россию от 40 до 60% своей продукции. В пищевой промышленности в Казахстане есть компании, которые поставляют продукцию в Италию, Россию и Китай. К примеру, компания «Рахат» сейчас работает в три смены и все равно не успевает охватить все заказы, которые поступают. Шымкентская компания ТОО «Меланж» поставляет готовую текстильную продукцию в 24 страны мира, в том числе и в Турцию. «В целом у нас есть предприятия и фирмы, которые могут смело конкурировать на мировом уровне, но при этом нам необходимо равняться не на слабых, а на сильных конкурентов», – заключил г-н Перуашев.

В то же время Кайрат Мажибаев, председатель наблюдательного совета группы компаний Resmi, заявляет, что «на текущий момент структура товаров и услуг, поставляемых казахстанскими производителями на рынки РФ и Беларуси, не претерпела особых изменений со времен еще советской экономической интеграции – нефть и газ, металлы, зерновые, космос и т.д.». По мнению г-на Мажибаева, план государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) должен ответить на вопросы относительно изменения данной структуры, чтобы казахстанский бизнес шел в ногу со временем.

«Однозначно, что при планировании решений по конкурентоспособности казахстанских товаров, имеющих российские или белорусские аналоги, не следует искать, например, в потенциальном эффекте масштаба, – подчеркнул он. – Опора на традиционные отрасли, а также инновации с фокусом на производительность мирового уровня и технологические решения принципиально нового поколения смогут изменить место Казахстана на региональном рынке разделения труда».

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

конкурентоспособность конкуренция Тимур Назханов Кайрат Мажибаев казахстанские производители

04.02.2010 • 13:59 933

Поделиться
Конкуренция не в эффекте масштаба
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus