Бизнес становится массовым
АВТОР

11.02.2010 • 00:46 846

Бизнес становится массовым

но показатели его эффективности оставляют желать лучшего

Ситуация с малым и средним бизнесом в Казахстане улучшается как с точки зрения фактов роста, так и в отношении оценки социально-политической обстановки в республике. К такому выводу пришли организаторы масштабного исследования, проведенного фондом развития предпринимательства «Даму».

По результатам исследования была сформирована общая картина состояния малого и среднего бизнеса в Казахстане. Как отмечает Булат Мукушев, председатель правления ФРП «Даму», малый и средний бизнес (МСБ) в республике стал массовым явлением. Об этом говорит, в частности, то, что с 2001 по 2009 год в организационно-правовой структуре малого бизнеса доля юридических лиц сократилась в 1,8 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей увеличилась в 1,4 раза. При этом объем выпускаемой субъектами малого бизнеса продукции возрос почти в 4 раза.

Примечательно и то, что у малого бизнеса в нашей стране женское лицо. Более 60% индивидуальных предпринимателей составляют представительницы женского пола. Предприниматели в подавляющем большинстве (более 50%) – это люди в возрасте старше 40 лет и 3/4 всех предпринимателей имеют либо высшее, либо средне-специальное образование. Таков портрет современного казахстанского предпринимателя.

По словам Леонида Гуревича, президента Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia, главным достижением проведенной работы является обнаружение основных сложившихся стереотипов о бизнесе в нашей республике. Среди первых подобных стереотипов исследователи называют то, что предпринимательство свидетельствует о благотворной работе государства по поддержке МСБ. Хотя в этом отношении существует одно весомое «но». Безусловно, предпринимаемые государством шаги в целом нацелены на создание наиболее благоприятной атмосферы для создания и развития бизнеса, но на местах зачастую данная инициатива Правительства РК не находит поддержки. Чиновники на местах в большинстве случаев пренебрегают инициативами государства. Такое положение вещей г-н Гуревич назвал «социально-психологическим онтогенезом». Предприниматели, особенно в малых городах и селах, продолжают постоянно испытывать на себе произвол местных чиновников. Показательно в связи с этим специальное изучение категории предпринимателей, вынужденных прекратить или намеренных прервать свой бизнес. Основными причинами этого являются факторы конкурентной среды и внутреннего развития бизнеса. Однако 18% из числа тех, кто решил закрыть свое дело, в качестве основных причин назвали давление и вымогательство со стороны местных контролирующих и регулирующих органов.

В то же время согласно исследованию, предприниматели высоко оценивают работу государства в период мирового финансового кризиса. Но вновь благие намерения на деле оказались еще одним препятствием на пути развития. Так, в ходе проведения исследовательского проекта выяснилось, что существует немало фактов искажения принципов государственной поддержки предпринимательства банками второго уровня. В предпринимательской среде сложился стереотип, что местные отделения банков стали более коррумпированными, чем госорганы. Банки отказываются вести государственные программы и навязывают свои условия предпринимателям.

Казахстанские бизнесмены также высоко оценивают и проведенную налоговую реформу, однако в значительной своей части убеждены, что она не повлияла на практику налогового администрирования. Так, 50% респондентов ответили, что ситуация в налоговой сфере в республике улучшилась, 43% считают, что она не изменилась, а 4% заметили ухудшение положения вещей в данной сфере.

Леонид Гуревич отмечает и тот факт, что в Казахстане «возник потенциал сдерживания участия предпринимательства в государственных программах». В первую очередь, это связано с тем, что в самом начале участия или даже на подступах к участию в госпрограммах предприниматели становятся объектом повышенного внимания государственных контролирующих органов, непрерывных проверок.

Несмотря на нарекания со стороны казахстанского предпринимателя, в большинстве своем отношение у бизнесменов к государству носит иждивенческий характер. Г-н Гуревич даже назвал его «нездоровым утилитаризмом». В рейтинге проблем бизнеса респонденты на первое место поставили недостаток финансовых ресурсов, 47% опрошенных отметили в качестве наиболее важной проблемы нехватку собственных финансовых средств, примерно столько же, 46,9% – трудности с получением кредитов. То есть проблемы внутреннего характера не столь сильно волнуют наших бизнесменов. Проблема нехватки квалифицированных кадров или недостатки менеджмента – все это лишь вторично для казахстанских предпринимателей. Возможно, данное обстоятельство в большей мере обусловлено именно сложным финансовым положением людей, работающих на себя, а не их патерналистским отношением к государству.

В целом, при всех трудностях и проблемах, казахстанский малый и средний бизнес настроен позитивно. Исследование в значительной степени опровергло широко распространенные в научных, политических и общественных кругах утверждения о господстве упаднических настроений в среде массового предпринимательства. О ясных перспективах своего бизнеса заявили более 47% опрошенных, более 70% респондентов намерены в той или иной степени увеличить масштабы своей предпринимательской деятельности, более 59% ищут пути диверсификации бизнеса, и лишь 12% опрошенных намерены сократить свой бизнес.

Представители ФРП «Даму» заявляют, что «предприниматель еще не занял достойного места в нашем социуме, но уже сегодня казахстанский бизнес сосредоточил в своих рядах наиболее активную и динамичную часть общества».

Не стоит забывать и о том, что коренным образом изменился имидж предпринимателя среди широких слоев населения республики. Более 75% опрошенных предпринимателей убеждены, что отношение общества к бизнесу существенно улучшилось. В массовом сознании перестали доминировать стереотипы «предприниматель – это спекулянт» или «бизнес не бывает честным».

Сегодня по доле малого бизнеса в общем числе субъектов предпринимательства Казахстан сравнялся с развитыми странами, однако по показателям эффективности малого предпринимательства все еще значительно отстает.

Так, в нашей республике доля производительности МСБ составляет всего 22,9%. Данная цифра наиболее показательна, если ее сравнивать с этим же коэффициентом, но в других странах мира. В Польше доля производительности малого и среднего бизнеса равна 49%, в Германии – 82%, а в США – 103%. Это обусловлено, по словам специалистов фонда развития предпринимательства «Даму», как объективными причинами исторического, геополитического, макроэкономического характера, так и факторами законодательства, государственной политики, правоприменительной практики, местного администрирования. Не последнюю роль играют здесь и сложившиеся стереотипы массового сознания, детально изученные в процессе проведенного исследования.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бизнес Даму МСБ предпринимательство Леонид Гуревич

11.02.2010 • 00:46 846

Поделиться
Бизнес становится массовым
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus