Казахстанским СМИ не интересны национальные партии
Взаимодействие политических партий Казахстана и СМИ является неэффективным. Поскольку казахстанские политические партии активны в работе со СМИ лишь в период выборов: активизируясь за пару месяцев до дня голосования и спадая в течение месяца после завершения выборов. Именно такая сезонность в отношениях исследована и проработана в докладе – «Анализ взаимодействия СМИ и политических партий в Казахстане», подготовленном Международным центром журналистики MediaNet при поддержке Фонда имени Конрада Аденауэра.
Подобная работа является первым опытом, когда общественный институт подвергает анализу деятельность масс-медиа по освещению работы политических объединений и действия политобъединений по инициированию информационных поводов.
Как отмечают составители доклада, исследование не ставило перед собой задачу продемонстрировать исключительно существующие недостатки в работе каких-либо партий и СМИ, но лишь «привлечь внимание к проблемам такого сотрудничества и предоставить рекомендации для улучшения ситуации в этой сфере».
Важным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое присутствием толерантности, плюрализмом, а также существованием конкуренции самого широкого спектра общественных и политических взглядов. В настоящее время Казахстан занимает довольно решительную позицию в плане развивающейся демократической общественности на международной политической арене. Но, несмотря на обилие политических направлений, до сих пор существуют трудности в политической конкуренции, а «мнение оппонентов власти нередко оказывается не услышано, в том числе и из-за неумения политических партий работать со СМИ и отсутствия интереса масс-медиа к политобъединениям», – говорится в анализе.
В настоящее время в Казахстане действуют 9 политических партий, и большинство из них декларируют себя с либерально-демократических принципов. Политологи страны условно делят партии в Казахстане на три вида: оппозиционные, такие как ОСДП «Азат», КПК, незарегистрированная партия «Алга»; умеренно оппозиционные как «Ак жол», «Адилет», КНПК и лояльные действующей власти.
Согласно данным исследования, на сегодняшний день в политических партиях состоит от 1,2 млн. до 1,6 млн. граждан Казахстана, что составляет примерно 15% от всего взрослого населения республики. Большая часть граждан Казахстана не демонстрируют политической активности и не проявляют значительность интереса к деятельности политических партий. Это подтверждают многочисленные исследования, указывающие, что избиратели не знакомы с программами партий и не знают их лидеров, а зачастую ничего не слышали о действующих в стране политических партиях. «Кроме того, граждане указывают, что не доверяют политическим движениям и их лидерам, а партии не предпринимают достаточных усилий для повышения уровня узнаваемости и роста доверия к ним», – отмечается в докладе.
Наравне с этим, сегодня в стране работает порядка 3 тысяч средств массовой информации, большинство из которых – негосударственные. Подавляющее большинство масс-медиа имеет общественно-политическую направленность. Несмотря на это, согласно докладу, «собственно процессы, связанные с деятельностью политических групп и их лидеров, полноценно освещают немногие издания. Основная часть масс-медиа сосредоточена на освещении хроники текущих событий, отдавая предпочтение официальным новостям».
Согласно показательным результатам серии измерений масс-медиа, «доля информаций о деятельности государственных органов и их представителей занимает в СМИ республики от 35 до 65% от общей доли информации». При этом чиновники выступают как в роли поставщиков новостей, так и в роли комментаторов событий.
Сложившаяся ситуация неконструктивного взаимоотношения между СМИ и политическими партиями оставляет свой отпечаток на общественном мнении, которое в дальнейшем теряет интерес и к работе СМИ и политических партий. Масс-медиа чрезвычайно пассивны в поиске информации о работе политических партий и информировании об их деятельности, потому что отсутствуют интересные информационные поводы, которые могли бы генерировать политические объединения, а также отсутствуют новые, яркие идеи, которые бы могли привлечь внимание к важным проблемам. Кроме того, лидеры политических партий крайне редко приглашаются СМИ для оценки ситуации в качестве экспертов. В ходе интервью с представителями экспертного сообщества – журналистами, редакторами, политологами, членами политических партий, общественных организаций выяснилось, что «подавляющее большинство изданий в Казахстане не считает целесообразным предоставлять площадку для выступлений политических лидеров, полагая, что это является «не больше, чем рекламой».
Отсутствие полноценного диалога объясняется еще и тем, что подавляющее большинство партий Казахстана имеют собственные веб-ресурсы, только два политобъединения до сих пор не открыли веб-сайты. При этом лишь четыре партии – НДП «Нур Отан», ОСДП «Азат», «Адилет» и «Алга» – регулярно обновляют свои интернет-ресурсы и имеют достаточно полную информацию как о партийных программах, лидерах, так и о событиях, связанных с деятельностью объединений.
Также большинство партий имеют собственные пресс-службы, которые работают в двух основных направлениях – контакты с прессой и мониторинг, анализ и оценка освещений партийной деятельности в СМИ. Оценивая работу департаментов партий по работе со средствами массовой информации, доклад выявляет, что практически ни одна из них не справляется полностью с указанными направлениями своей работы. Партии слабо снабжают прессу информацией о своей деятельности, за исключением НДП «Нур Отан» и «Алга». Кроме того, партии вяло реагируют на происходящие события, за исключением критических ситуаций. Еще реже они реагируют на оценки журналистами их работы, не пытаясь выстраивать рабочие контакты с прессой. «В целом пассивность большинства политических партий усиливает критическое отношение казахстанских СМИ к существующим политическим объединениям, что впоследствии приводит к дальнейшему снижению рейтинга партий и потере доверия со стороны избирателей».
С одной стороны, политические партии не предпринимают попытки по созданию каких-либо политинноваций, которые, в свою очередь, могли вызывать заинтересованность и востребованность масс-медиа к таким политическим изменениям. С другой стороны, представители СМИ тоже ограничиваются поставленными рамками, которые не позволяют им освещать деятельность всех политических партий. Поэтому «в таких условиях граждане оказываются лишены возможности иметь полную информацию о политических партиях, формировать собственное объективное мнение о том, эффективно или нет то или иное политическое объединение», – отметил в ходе презентации анализа Вячеслав Абрамов, директор Международного центра журналистики MediaNet.
Сегодня невозможно говорить и о едином объективном подходе СМИ в Казахстане к освещению деятельности политических партий. Тональность такого освещения также чрезвычайно неоднородна. Согласно данным доклада, казахскоязычные средства массовой информации предлагают своей аудитории чаще нейтральные материалы – 46%, чем позитивные – 31% или негативные – 23%. Издания предлагают информацию не только о деятельности партии власти, но и об оппозиционных движениях. Тем не менее, масс-медиа на казахском языке также практически не готовят аналитических материалов о политических объединениях, ограничиваясь сообщениями о событиях. Всегда нейтральной тональности в освещении деятельности партий придерживаются лишь несколько республиканских изданий. Государственные СМИ в подавляющем большинстве ничего не сообщают своей аудитории о деятельности оппозиционных политических сил, заняв позицию их игнорирования. Оппозиционные средства массовой информации, что объяснимо, чрезвычайно критичны по отношению к партии власти и освещают ее работу в негативном ключе, крайне редко – в нейтральном.