USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.56$
-0.260
BTC
97180.30$
+2931.600

Неконструктивный диалог

Казахстанским СМИ не интересны национальные партииВзаимодействие политических партий Казахстана и СМИ является неэффективным. По...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Казахстанским СМИ не интересны национальные партии

Взаимодействие политических партий Казахстана и СМИ является неэффективным. Поскольку казахстанские политические партии активны в работе со СМИ лишь в период выборов: активизируясь за пару месяцев до дня голосования и спадая в течение месяца после завершения выборов. Именно такая сезонность в отношениях исследована и проработана в докладе – «Анализ взаимодействия СМИ и политических партий в Казахстане», подготовленном Международным центром журналистики MediaNet при поддержке Фонда имени Конрада Аденауэра.

Подобная работа является первым опытом, когда общественный институт подвергает анализу деятельность масс-медиа по освещению работы политических объединений и действия политобъединений по инициированию информационных поводов.

Как отмечают составители доклада, исследование не ставило перед собой задачу продемонстрировать исключительно существующие недостатки в работе каких-либо партий и СМИ, но лишь «привлечь внимание к проблемам такого сотрудничества и предоставить рекомендации для улучшения ситуации в этой сфере».

Важным элементом либеральной демократии является «открытое общество», характеризуемое присутствием толерантности, плюрализмом, а также существованием конкуренции самого широкого спектра общественных и политических взглядов. В настоящее время Казахстан занимает довольно решительную позицию в плане развивающейся демократической общественности на международной политической арене. Но, несмотря на обилие политических направлений, до сих пор существуют трудности в политической конкуренции, а «мнение оппонентов власти нередко оказывается не услышано, в том числе и из-за неумения политических партий работать со СМИ и отсутствия интереса масс-медиа к политобъединениям», – говорится в анализе.

В настоящее время в Казахстане действуют 9 политических партий, и большинство из них декларируют себя с либерально-демократических принципов. Политологи страны условно делят партии в Казахстане на три вида: оппозиционные, такие как ОСДП «Азат», КПК, незарегистрированная партия «Алга»; умеренно оппозиционные как «Ак жол», «Адилет», КНПК и лояльные действующей власти.

Согласно данным исследования, на сегодняшний день в политических партиях состоит от 1,2 млн. до 1,6 млн. граждан Казахстана, что составляет примерно 15% от всего взрослого населения республики. Большая часть граждан Казахстана не демонстрируют политической активности и не проявляют значительность интереса к деятельности политических партий. Это подтверждают многочисленные исследования, указывающие, что избиратели не знакомы с программами партий и не знают их лидеров, а зачастую ничего не слышали о действующих в стране политических партиях. «Кроме того, граждане указывают, что не доверяют политическим движениям и их лидерам, а партии не предпринимают достаточных усилий для повышения уровня узнаваемости и роста доверия к ним», – отмечается в докладе.

Наравне с этим, сегодня в стране работает порядка 3 тысяч средств массовой информации, большинство из которых – негосударственные. Подавляющее большинство масс-медиа имеет общественно-политическую направленность. Несмотря на это, согласно докладу, «собственно процессы, связанные с деятельностью политических групп и их лидеров, полноценно освещают немногие издания. Основная часть масс-медиа сосредоточена на освещении хроники текущих событий, отдавая предпочтение официальным новостям».

Согласно показательным результатам серии измерений масс-медиа, «доля информаций о деятельности государственных органов и их представителей занимает в СМИ республики от 35 до 65% от общей доли информации». При этом чиновники выступают как в роли поставщиков новостей, так и в роли комментаторов событий.

Сложившаяся ситуация неконструктивного взаимоотношения между СМИ и политическими партиями оставляет свой отпечаток на общественном мнении, которое в дальнейшем теряет интерес и к работе СМИ и политических партий. Масс-медиа чрезвычайно пассивны в поиске информации о работе политических партий и информировании об их деятельности, потому что отсутствуют интересные информационные поводы, которые могли бы генерировать политические объединения, а также отсутствуют новые, яркие идеи, которые бы могли привлечь внимание к важным проблемам. Кроме того, лидеры политических партий крайне редко приглашаются СМИ для оценки ситуации в качестве экспертов. В ходе интервью с представителями экспертного сообщества – журналистами, редакторами, политологами, членами политических партий, общественных организаций выяснилось, что «подавляющее большинство изданий в Казахстане не считает целесообразным предоставлять площадку для выступлений политических лидеров, полагая, что это является «не больше, чем рекламой».

Отсутствие полноценного диалога объясняется еще и тем, что подавляющее большинство партий Казахстана имеют собственные веб-ресурсы, только два политобъединения до сих пор не открыли веб-сайты. При этом лишь четыре партии – НДП «Нур Отан», ОСДП «Азат», «Адилет» и «Алга» – регулярно обновляют свои интернет-ресурсы и имеют достаточно полную информацию как о партийных программах, лидерах, так и о событиях, связанных с деятельностью объединений.

Также большинство партий имеют собственные пресс-службы, которые работают в двух основных направлениях – контакты с прессой и мониторинг, анализ и оценка освещений партийной деятельности в СМИ. Оценивая работу департаментов партий по работе со средствами массовой информации, доклад выявляет, что практически ни одна из них не справляется полностью с указанными направлениями своей работы. Партии слабо снабжают прессу информацией о своей деятельности, за исключением НДП «Нур Отан» и «Алга». Кроме того, партии вяло реагируют на происходящие события, за исключением критических ситуаций. Еще реже они реагируют на оценки журналистами их работы, не пытаясь выстраивать рабочие контакты с прессой. «В целом пассивность большинства политических партий усиливает критическое отношение казахстанских СМИ к существующим политическим объединениям, что впоследствии приводит к дальнейшему снижению рейтинга партий и потере доверия со стороны избирателей».

С одной стороны, политические партии не предпринимают попытки по созданию каких-либо политинноваций, которые, в свою очередь, могли вызывать заинтересованность и востребованность масс-медиа к таким политическим изменениям. С другой стороны, представители СМИ тоже ограничиваются поставленными рамками, которые не позволяют им освещать деятельность всех политических партий. Поэтому «в таких условиях граждане оказываются лишены возможности иметь полную информацию о политических партиях, формировать собственное объективное мнение о том, эффективно или нет то или иное политическое объединение», – отметил в ходе презентации анализа Вячеслав Абрамов, директор Международного центра журналистики MediaNet.

Сегодня невозможно говорить и о едином объективном подходе СМИ в Казахстане к освещению деятельности политических партий. Тональность такого освещения также чрезвычайно неоднородна. Согласно данным доклада, казахскоязычные средства массовой информации предлагают своей аудитории чаще нейтральные материалы – 46%, чем позитивные – 31% или негативные – 23%. Издания предлагают информацию не только о деятельности партии власти, но и об оппозиционных движениях. Тем не менее, масс-медиа на казахском языке также практически не готовят аналитических материалов о политических объединениях, ограничиваясь сообщениями о событиях. Всегда нейтральной тональности в освещении деятельности партий придерживаются лишь несколько республиканских изданий. Государственные СМИ в подавляющем большинстве ничего не сообщают своей аудитории о деятельности оппозиционных политических сил, заняв позицию их игнорирования. Оппозиционные средства массовой информации, что объяснимо, чрезвычайно критичны по отношению к партии власти и освещают ее работу в негативном ключе, крайне редко – в нейтральном.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.