Корпоративное коллекторство в Казахстане попадает под учет
Какой процент от общего проблемного портфеля банков второго уровня (БВУ) составляют долги юридических лиц, неизвестно. В зону внимания общественности чаще всего попадают случаи невыплат по кредитам со стороны физических лиц, так как проблема носит отчасти социальный характер. К тому же, нередко инициаторами подобного публичного освещения своей неплатежеспособности выступают сами заемщики, в целях каким-то образом улучшить свою ситуацию. Понятно, что юридическим лицам подобная сомнительная слава ни к чему, так что остается только догадываться, насколько увеличилась доля корпоративного долга в значительно возросшем в прошлом году проблемном портфеле БВУ.
Однако нашлись люди, которые не только посчитали эту долю, но и разглядели в сложившейся ситуации непаханое поле деятельности. 1 марта 2010 года международное коллекторское агентство «Центр ЮСБ» объявило о выходе на казахстанский рынок путем создания с казахстанскими партнерами совместной компании «ЮСБ Коллектор Казахстан». По словам Данияра Тенелова, управляющего директора и совладельца вновь созданной компании, на казахстанском рынке действует около 30 коллекторских компаний, однако 95% осуществляемой деятельности направлено на взыскание задолженности преимущественно с физических лиц. «ЮСБ Коллектор Казахстан» стало первым агентством, специализирующимся исключительно на корпоративном коллекторстве. «При этом мы не замыкаемся исключительно на финансовом секторе и кредитных организациях, так как долги юридических лиц существуют не только у банков, но и у других участников рынка», – поясняет Данияр Тенелов. Председатель совета директоров КА «Центр ЮСБ» и совладелец казахстанской компании Александр Федоров считает, что «эта деятельность сегодня более эффективна, приносит большую прибыль и на нее высокий спрос».
Отсутствие до сего момента на казахстанском рынке подобной организации руководители «ЮСБ Коллектор Казахстан» объясняют тем, что до кризиса объем неплатежей не достигал критической массы, а во-вторых, недостатком на рынке профессионалов в данной области. КА «Центр ЮСБ» действует на рынках России, Украины, Эстонии и Латвии с 2004 года и по объему возвращенных долгов среди крупнейших игроков российского коллекторского рынка занимает лидирующие позиции. Среди клиентов агентства фирмы Nike, Motorolla, Unikredit. Данияр Тенелов считает, что по самым пессимистичным прогнозам, благодаря российскому опыту казахстанская компания сможет увеличить пакет заказов, который на сегодня день составляет около $3 млн., до $5 млн. до конца года и обеспечить взыскание 20-40% от суммы заказа. «Общемировая практика возврата долгов в результате деятельности коллекторских компаний составляет порядка 20-30%», – поясняет совладелец коллекторского агентства.
На данный момент эксперты компании оценивают рынок корпоративных долгов в республике в размере не менее чем $1 млрд., при этом 60-70% – долги юридических лиц перед банками. Эксперты отмечают, что при оценке использовались данные только о тех долгах, которые признаны самими банками и без учета тех должников перед банками, которые аффилиированы с акционерами банков.
Рассказывая о методах работы в сфере корпоративного коллекторства, генеральный директор Центра развития коллекторства (г. Москва) и совладелец КА «ЮСБ Коллектор Казахстан» Дмитрий Жданухин, прежде всего, призывает разделить деятельность юристов и коллекторов. «Наша специализация, в первую очередь, распространяется на внесудебное взыскание», – поясняет он. В процессе работы оцениваются и изучаются все связи бизнеса должника: контрагенты, объединения, в которые он входит, связи должника с административным ресурсом. Далее моделируется поведение должника. «Мы понимаем, как могут противодействовать нам и нашему клиенту. При этом проводится юридическая экспертиза, чтобы каждое обнародование информации было строго в рамках закона», – рассказывает г-н Жданухин.
Основными мерами воздействия на должника являются информационное воздействие, репутационные угрозы и гуманитарно-правовые технологии. Эксперты отмечают, что дело не только в том, чтобы донести до общественности информацию о какой-то возможной недобросовестности компании-должника. Но и в том, что в современных условиях бизнес предполагает обмен информацией. И наличие информации о долговых проблемах может негативно повлиять на ее деятельность. «Служба безопасности контрагентов будет задавать вопрос: «Господа, как вы собираетесь вести бизнес, если у вас есть прецеденты неисполнения обязательств, как мы можем вам верить, как мы можем отгружать вам продукцию по предоплате и т.д.», – приводит пример Дмитрий Жданухин. Кроме того, директор Центра развития коллекторства поясняет, что корпоративное коллекторство вступает в конкуренцию со стандартным юридическим подходом, который часто не дает результатов, так как юридические лица зачастую хорошо защищены от юридических процедур по взысканию задолженности. Также, по мнению г-на Жданухина, корпоративное коллекторство вступает в противоборство коррупционной составляющей, когда возможные покровители предупреждаются, что рассмотрение будет проводиться публично и, оценив риски, предпочитают не применять административный ресурс.
По поводу стоимости услуг представители компании поясняют, что ставка варьируется и зависит от возраста долга, суммы и других показателей. Средняя ставка – 25% от общей суммы взыскания после поступления средств на счет компании-клиента. «Мы не берем предоплату, и наша работа оплачивается только в случае успеха. К тому же, коллекторам, в отличие от юристов, достаются сложные и тяжелые долги, которые во многих компаниях вообще списываются. Или такие, которые вообще невозможно взыскать юридически», – поясняет Данияр Тенелов.
Кстати, на пресс-конференции, посвященной появлению на рынке коллекторства нового участника, было проведено и первое публичное озвучивание задолженности казахстанской компании перед клиентом «ЮСБ Коллектор Казахстан». «Долг компании ТОО «Казнефтехим-Копа» перед нашим клиентом составляет на сегодняшний день 368 млн. тенге. Долг образовался год – полтора назад. Все это время они лишь «кормят обещаниями», что есть фактические трудности и т.д.», – сообщил г-н Тенелов. Представители ТОО «Казнефтехим-Копа» были приглашены на пресс-конференцию, но не присутствовали. По словам Александра Федорова, в России и Украине присутствие компаний-должников на пресс-конференциях уже становится обыденностью. Будет ли этот первый блин, получившийся комом, единственной неудачей применения российского опыта корпоративного коллекторства на почве казахстанской бизнес-действительности, покажет время.