Финляндия станет моделью инновационного развития для Казахстана
Почему произошла переориентация Казахстана с модели развития «Азиатских тигров» на Финляндию и что за этим следует? По мнению экономиста Каната Берентаева, попытки заимствования опыта разных стран свидетельствуют о том, что Казахстан еще не выработал собственную модель социально-экономического развития. Известно, что прямое заимствование любого, даже самого успешного опыта, по его словам, может оказаться неудачным, если нет соответствующего комплекса социально-экономических и политических условий и предпосылок. С таким мнением согласен и политолог Досым Сатпаев. Он считает, что переориентация является лишним подтверждением того, что «мы как кузнечики – прыгаем от одной модели к другой», и при этом ни одну модель в плане конкретной реализации не смогли применить в Казахстане.
«На самом деле, проблема не в модели: мы и азиатскую пробовали, и европейскую, и российскую – испробовали все, но у нас ничего не срабатывает, осталось только нигерийскую модель вживить», – шутит политолог Санжар Бокаев. По его мнению, необходимо менять принципы работы, саму систему, следует обратить внимание на политическое управление, четкий и детальный экономический анализ проектов, внедрение и имплементацию новых технологий, принципы эффективного менеджмента – то, что у нас отсутствует. «В Казахстане принимаются решения точечно и некомпетентно. Соответственно, здесь никакая модель работать не может, нужно менять механизм», – замечает г-н Бокаев.
В целом же, что касается финского опыта, то здесь есть, что позаимствовать, полагает г-н Берентаев. По его мнению, во-первых, это культура организации производства – то, чего нам не хватает как на уровне малого и среднего бизнеса, так и крупных компаний. Во-вторых, управление по конечным результатам. По справедливому замечанию эксперта, вся оценка эффективности деятельности строится по принципу достижения намеченных целей с наименьшими затратами. «У нас же, как вы знаете, заявленные цели и полученные результаты отличаются, как небо от земли. Никто за это не только не несет ответственности, но даже не делается попытки объективной оценки неудач, все списывается на действие неблагоприятных факторов или вообще забывается, так как уже сформулированы новые цели», – негодует Канат Берентаев.
С его точки зрения, важным было бы заимствование финского опыта именно в области управления инновационными процессами и повышении общей культуры управления производственным процессом, внедрение системы оценочных критериев на основе управления достижением конечных результатов, в первую очередь, в сфере государственного управления.
Спрашивается, а что общего ранее мы имели с «Азиатскими тиграми», чтобы избрать их модель развития и следовать их примеру. Известно, что все страны «четверки» были почти лишены запасов полезных ископаемых, в то время как мы ими богаты. Но зато в распоряжении Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга («тигры» первой волны) имелся в избытке такой важный ресурс, как дешевая и исключительно дисциплинированная рабочая сила. Традиционное конфуцианское воспитание с его установками на образование, дисциплину и конформизм способствовало будущему прорыву. Более того, в обществе перечисленных государств доминировали общие политические и ментальные ценности, несмотря на некоторую специфику исторического развития.
Г-н Сатпаев считает, что некоторые модели Юго-Восточной Азии или, в целом, Азиатского региона (например, модель Сингапура) неприменимы для нас по одной простой причине – там совсем иные географические и ментальные условия, которые сильно отражаются на ведении бизнеса. К примеру, как мы можем ориентироваться на Сингапур, если он является государством-корпорацией, городом-государством, в то время как Казахстан представляет собой совсем иное политическое образование. Досым Сатпаев полагает, что самым большим проклятием Казахстана, как ни странно, является богатство природными ресурсами. Хотя Казахстан, по замечанию политолога, избирает модели тех стран, где нет большого потенциала природных ресурсов. «Те же самые страны Юго-Восточной Азии, та же самая Финляндия – они смогли создать сильную экономику не благодаря ресурсам, а по совсем иным причинам – иным подходам к ведению бизнеса», – говорит эксперт. Как можно принять экономическую модель Финляндии без учета ее политической системы, которая является демократичной и сильно влияет на существующие экономические правила. Г-н Сатпаев полагает, что постоянные попытки взять какую-то модель и применить ее в Казахстане будут провальными, потому что у нас сильная специфика и очень много внутренних проблем, связанных с тем, что многие просто не хотят применять и использовать другие модели, кроме банального доступа к ресурсам. «Думаю, поэтому данные модели для нас будут просто моделями, не более того», – говорит политолог.
Интересно было бы узнать, по каким признакам избираются модели развития для Казахстана и что является решающим фактором. Канат Берентаев считает, что очень многое в этом выборе зависит от субъективных факторов. В качестве примера он приводит то, что обыкновенные поездки ответственных лиц в ту или иную страну ведут к попыткам внедрить в Казахстане те или иные новации. «Например, поездка в Малайзию в начале 90-х годов – начали внедрять долгосрочные индикативные планы, посетили Сингапур – корпоративное управление, Дубаи – региональный финансовый центр. Таких примеров можно привести очень много», – замечает эксперт.
Олжас Худайбергенов, руководитель группы по проведению макроэкономических исследований, полагает, что экономических аспектов в различии Финляндии от «Азиатских тигров» мало. По его словам, Финляндия отличается от Сингапура и Малайзии тем, что там больше давление на государственные холдинги, те, что впоследствии обеспечивают открытие тех или иных проектов. Финляндия же больше поддерживает крупный и средний бизнес, с целью его дальнейшего выхода на внешние рынки.
«Для Финляндии большая честь, что президент Нурсултан Назарбаев признал ее страной-моделью инновационного развития для Казахстана. Мы хотим взять на себя эту сложную задачу и планируем принести новые инновационные решения, равно как и технологические ноу-хау в рамках ведения бизнеса», – сказал Пааво Вяйрюнен, министр внешней торговли и развития Финляндии в ходе казахстанско-финского бизнес-форума.
По словам финского министра, для Финляндии очень важным вопросом является вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию. Плюсы от вступления есть: увеличение потока зарубежных инвестиций на развитие банковской системы и на расширение процесса интеграции в мировую экономику. Более того, вступление в ВТО – огромный плюс для потребителей, они перестанут сталкиваться с низкокачественными продуктами питания и товарами отечественного производства, которые в избытке наблюдаются на прилавках наших магазинов. А местные производители, товары которых сейчас уже отвечают международным стандартам, будут не только стремиться к повышению качества своих товаров, но и получат реальную возможность выхода на международный рынок. Пааво Вяйрюнен напомнил, что Финляндия смогла развить свою экономику в рамках постепенной интеграции во всемирный рынок. Финский министр верит, что усилия по диверсификации казахстанской экономики и открытия границ станут основой скорейшего вступления Казахстана в ВТО.
Каков же будет результат выбора Финляндии инновационным «наставником»? По словам Асета Исекешева, главы Министерства индустрии и торговли РК, Казахстан ведет сотрудничество с Финляндией уже в нескольких направлениях. «Финляндию называют - страна хайтека, страна-кластер, это страна, где реально реализуется кластерная экономика», – отметил он. Одной из главных задач является привлечение инвестиций финских компаний. На сегодняшний день в Казахстане работает около 30 компаний из этой страны. Г-н Исекешев считает, что 30 компаний – очень мало, полагая, что у нас есть огромное поле для сотрудничества. Глава МИТ заметил, что наша страна заинтересована в сотрудничестве в области высоких технологий, а также в привлечении финских экспертов к совместной работе, особенно в области науки и инноваций.
По мнению г-на Берентаева, к сожалению, при заимствовании финского опыта, судя по высказываниям наших чиновников, упор будет делаться на приобретение новых технологий, причем в отдельных производствах. «Как всегда, отсутствует конкретика: где, когда и на каких условиях, правительство еще не определилось в каких отраслях финский опыт и финские технологии будут востребованы, оставило это на усмотрение предпринимателей, хотя уже сейчас надо создавать условия для стимулирования нововведений в приоритетных производствах», – советует эксперт. Плохим исходом может послужить простое внедрение нововведений без создания соответствующего окружения, что не принесет большого эффекта и будет краткосрочным.