«Принимать долго – увольнять быстро»
АВТОР

11.03.2010 • 22:01 1641

«Принимать долго – увольнять быстро»

Владеют ли искусством сокращения кадров казахстанские руководители?

У директора компании всегда есть выбор: дать сотруднику еще один шанс или сразу уволить. Мухтар Кочкаров, председатель советов директоров компании ASEM AI, рассказал «Капитал.kz», что в работе, прежде всего, нужно руководствоваться принципом «принимать долго – увольнять быстро», поэтому, при принятии решения, по его мнению, не стоит отказываться от данного правила. В целом же в Казахстане увольняют мягче, чем на Западе, считает Актай Майлыбаев, заместитель председателя правления по маркетингу компании MAG.

При увольнении нужно соблюдать этические нормы как начальнику, так и подчиненному. Однако в момент стрессового состояния не всегда удается соблюдать моральные правила. «Мне доводилось несколько раз прослушать диалог руководителя с подчиненным, и в эти моменты я вспомнила себя много лет назад, когда действовала по отношению к своим руководителям, наверное, примерно так же – прямолинейно и субъективно, хотя и из лучших побуждений. За что от меня избавлялись руководители при первом же удобном случае. А то и случая не ждали», – рассказывает Галина Жукова, лицензиат Таллиннской школы менеджеров Владимира Тарасова.

У каждого директора существует свой механизм увольнения. Г-жа Жукова считает, что «внутренняя готовность уволить 100% персонала – непременное условие начала бизнеса». Однако данная модель не подходит для сознания казахстанских руководителей. По мнению г-на Кочкарова, «для того чтобы начать новый бизнес, нужно набрать профессиональных специалистов. Или, по крайней мере, принять главного и дать ему возможность набрать тех людей. Если ты увольняешь всех людей, значит, закрываешь свой бизнес». Он считает, что «при увольнении нужно придерживаться трудового законодательства, которое четко определяет, когда и как надо увольнять. Если руководитель решил уволить, то он должен сделать это быстро, четко и незамедлительно».

Актай Майлыбаев рассматривает своих работников как помощников. «В чьей-то помощи я уже не нуждаюсь. У меня была однажды такая сотрудница, которая приносила мне в кабинет отчеты и бросала их на стол. Раньше она работала в налоговых органах, и, наверное, привыкла к тому, как обращаются друг к другу. Приходилось заставлять работать «из-под палки», поэтому с какого-то времени я перестал давать ей поручения, и своему генеральному директору я сказал, что не хочу тратить время на того человека, которого нужно заставлять. Я подчеркнул, что если она нужна, то пусть сидит и получает зарплату. Мне лично она не нужна как работник. Через пару месяцев она сама уволилась. Ведь человек живет не только заработной платой, но и тем, что он должен работать. Я не обращаю внимания на гендерный фактор, я сужу по способностям человека», – рассказывает он.

Процесс увольнения – один из самых грустных и трудных этапов в жизни, поэтому эксперты уверены, что нужно придерживаться моральных принципов. «Я считаю, что должна быть объяснена максимально корректная причина. Кроме трудового кодекса, должны присутствовать моральные, этические стороны. Для того чтобы человек ушел не озлобленный, и при необходимости его всегда можно было бы привлечь или просто поздороваться. Я общаюсь с теми сотрудниками, которых уволил, приглашаю их на корпоративные вечера», – отмечает г-н Кочкаров.

«Я очень мало помню тех людей, которых уволил. Некоторые просто не прошли собеседование, испытательного срока. Но не было такого, чтобы я на следующий день сказал: «Вы уволены!». Большей частью я давал понять, что больше не нуждаюсь в них, как в работниках. В нашей компании увольнение сотрудника – это «высшая мера наказания», это крайняя мера. Сотрудники не хотели бы получить такое отношение», – говорит г-н Майлыбаев.

В период кризиса можно было столкнуться с массовым увольнением сотрудников. Тогда, попадая под сокращение, у них не оставалось выбора и приходилось самим искать работу, пусть даже низкооплачиваемую. Мухтар Кочкаров выделяет сезонные увольнения в компании ASEM AI. «С завершением сезона мы сокращаем третью или четвертую смену, а с началом нового сезона набираем новую», – отмечает он.

По мнению Актая Майлыбаева, сложно сказать человеку, что больше не нуждаешься в его работе, что у него не будет зарплаты. «Работа – работой, а человеческая жизнь сама по себе. Мы живем не только для работы, но и для жизни», – подчеркивает эксперт.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

сотрудники увольнение персонал трудовой кодекс

11.03.2010 • 22:01 1641

Поделиться
«Принимать долго – увольнять быстро»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus