Словакия предлагает создать в Алматы совместное производство электричек
Казахстан и Словакия намереваются наладить совместное производство электричек на базе Алматинского вагоноремонтного завода. Этот проект обсуждался на встрече Абельгази Кусаинова, министра транспорта и коммуникаций Казахстана, с делегацией Словакии во главе с Душаном Подгорски, Чрезвычайным и Полномочным Послом этой восточноевропейской страны в Казахстане.
Напомним, что цель встречи словацкой делегации с руководством транспортного ведомства Казахстана – обсуждение вопросов подготовки официального государственного визита Президента Словацкой Республики Ивана Гашпаровича в нашу страну, запланированного на конец марта. В рамках встречи также обсуждалась возможность создания совместного завода по производству интеллектуальных систем для автодорожной отрасли и железнодорожного транспорта, и использование транспортных проектных организаций при разработке проектов трансконтинентальных коридоров. Г-н Кусаинов отметил, что Казахстан заинтересован в развитии казахстанско-словацкого долгосрочного сотрудничества в области транспорта, уточнив, что все проекты должны быть нацелены на открытие производства именно в Казахстане. И первым шагом в этом деле могло бы быть подписание Меморандума в рамках визита Президента Словацкой Республики в Казахстан.
Однозначных ответов на то, выгодно ли Казахстану заниматься конструированием электричек и как скоро заработает проект, дать невозможно, но дело не только в том, что переговоры только начались, и детали будут известны через определенное время. Экономист Канат Берентаев полагает, что все дело в том, что эти переговоры – яркий пример нынешнего состояния стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием страны. Как известно, указ Президента Казахстана Нурсултана. Назарбаева о внедрении системы стратегического планирования был принят в июле 2009 года, и в рамках его реализации разработана программа форсированного индустриально-инновационного развития страны (ФИИР). «Насколько мне известно, в этой программе организация производства электричек в Казахстане не поднимается, тем более совместно со Словакией. Можно предположить, что Алматинский вагоноремонтный завод уже задействован в каком-нибудь другом проекте или будет задействован, если найдется инициатор другого проекта», – предполагает экономист. И, по его словам, это укрепляет мнение, что ФИИР – это не программа, а простой набор отдельных, мало связанных между собой проектов, которые могут быть эффектными, но не эффективными с точки зрения достижения конечных целей самой программы.
По словам г-на Берентаева, вообще, если просматривать результаты встреч наших высокопоставленных чиновников с представителями бизнес-сообщества других стран, то чаще всего мы наблюдаем высказывания о необходимости организации в Казахстане производства той или иной продукции, о налаживании экономических связей. «Но, все заканчивается либо лишь благими намерениями, либо достаточно плачевно для казахстанской экономики», – говорит Канат Берентаев. В качестве примера таких «производств» он называет автосборочный завод в Астане и производства металлизированного кремния и биоэтанола. Впрочем, существует и масса других примеров. Будем надеяться, что планируемое совместное производство со Словакией не станет одним из них.