Минюст Беларуси подал на Россию иск в Экономический суд СНГ
Министерство юстиции Беларуси 25 марта 2010 года направило в Экономический суд СНГ, выполняющий функции суда ЕврАзЭС, иск к России. Поводом послужил вопрос об определении правомочности взимания Россией пошлин на нефтепродукты, которые продаются в Беларуси. Минск отметил, что не получил от Москвы никаких удовлетворительных объяснений введения пошлин с 1 января 2010 года, при этом подчеркнув, что Беларусь – «единственное государство-участник Таможенного союза, в отношении которого Российской Федерацией применяется данный подход».
В официальном сообщении белорусского минюста говорится, что применение Россией вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты «серьезно затруднило, а по отдельным позициям привело к полному прекращению поставок таких продуктов на нефтехимические предприятия Беларуси. По сути, это означает угрозу полной остановки работы ряда крупнейших предприятий нефтехимического комплекса Беларуси».
«Взаимоотношения России и Беларуси уже длительное время чрезвычайно похожи на взаимоотношения супругов, которые давно опостылели друг другу, но не могут решиться на развод, поскольку их связывают общее имущество и другие материальные интересы. Поэтому они то ссорятся, то мирятся, скандалят, шумят, но никаких серьезных действий не предпринимают. Так будет и на этот раз. Пошумят и договорятся. А на каких условиях, это трудно предсказать», – приводит слова Сергея Арутюнова, члена-корреспондента РАН, заведующего отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, портал kommentarii.ru.
«На мой взгляд, ничего катастрофичного не происходит, тема излишне раздута. На данном этапе развития отношений между Россией и Беларусью вопрос взимания пошлин не является срочным и узловым, его можно решить постепенно и бесконфликтно», – такое мнение в интервью «Капитал.kz» высказал Артем Новиков, аналитик ИК «Прогноз». По мнению эксперта, просто необходимо привести в порядок весь объем уже наработанной документации и привести ее в соответствие с новыми соглашениями. Итогом должна стать окончательно юридически закрепленная ситуация.
В Минске ссылаются на соглашение между правительствами Беларуси и России о свободной торговле от 13 ноября 1992 года и протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Беларусью и Россией от 6 января 1995 года. В этих документах установлено, что стороны не применяют пошлины во взаимной торговле, говорится в сообщении ведомства. Единственным исключением из режима беспошлинной торговли является сырая нефть, часть из которой может облагаться экспортной пошлиной в соответствии со специальным двусторонним соглашением.
Белорусская сторона традиционно заинтересована в беспошлинных поставках российской нефти, позволяющих загрузить мощности НПЗ этой республики более дешевым сырьем. Однако под договоренности о создании Таможенного союза нефтяные пошлины не подпадают. Согласно договоренностям, достигнутым на заседании комиссии Таможенного союза в конце февраля этого года, вопрос о данных пошлинах должен быть зафиксирован в соглашениях о создании Единого экономического пространства, которые, скорее всего, вступят в силу не ранее 2012 года. Поэтому Минск и пытается изыскать основания для своих требований, обращаясь к документам 1990-х годов.
«Можно вообще апеллировать к договорам с СССР и требовать полного их исполнения. Беларусь последнее время заявляет то об интеграции с Европой, то с Россией. В конце концов, им необходимо определиться со стратегическим партнером и только потом «строить те или иные отношения». Все подчеркивают, что страна стремится к рыночной экономике – тогда полностью права сторона России, ибо на все услуги существуют рыночные цены», – считает Алексей Капускин, начальник отдела активных операций компании «МиксФинанс».
Напомним, что в соответствии с соглашением о Таможенном союзе пошлины на нефтепродукты взиматься не должны. Стороны 27 января 2010 года пришли к соглашению, согласно которому Россия в текущем году поставит Беларуси беспошлинно 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления из общих поставок в 21,5 млн. тонн, а вся нефть сверх данного лимита должна будет облагаться пошлинами. В свою очередь, Беларусь на 11% подняла тариф на транзит нефти.
26 марта первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия имеет право применять экспортные пошлины на отдельные виды товаров, в том числе на нефть и нефтепродукты, в рамках Таможенного союза. «Мы исходим из того, что экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты РФ не будет применять во взаимной торговле с Беларусью только лишь после формирования всего пакета международных договоров о создании Единого экономического пространства», - пояснил Игорь Шувалов.
В России уже подчеркнули, что решение суда будет носить исключительно рекомендательный характер. Российские аналитики считают, что слово «суд» для оппонентов в этом контексте не страшно, скорее всего, переговорная и судебная часть будут идти параллельно, и в итоге возможно досудебное урегулирование спора.
Поясним, что в состав Экономического суда СНГ входит пять судей, представляющих Россию, Беларусь, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан. По мнению Михаила Нейжмакова, руководителя Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО), фактически, очень многое будет зависеть от позиции представителей Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. По ряду причин можно предположить, что большое значение будет иметь голос представителя Казахстана, который является заместителем председателя суда.
Напомним, что в начале февраля текущего года Казахстан тоже столкнулся с такими же проблемами, что и Беларусь. По итогам переговоров, состоявшихся в конце февраля, вопрос об отмене экспортных пошлин на российскую нефть оказался отложен и увязан с подписанием соглашений о создании Единого экономического пространства. По данным РИА «Новости», на заседании Комиссии Таможенного союза, состоявшемся 25 марта, было принято решение о распределении ввозных пошлин между бюджетами стран-участниц Союза, предполагающее несколько большую долю России, чем это предполагалось изначально.
По мнению Александра Абрамова, профессора ГУ-ВШЭ, в действиях Беларуси по подаче иска усматривается проявление силы и уверенности в своей правоте. «Если Россия станет прибегать к политическим и экономическим методам воздействия на Беларусь – это будет проявлением нашей слабости. В части общего экономического пространства нельзя быть «немножко беременным». Согласившись на такое пространство, надо быть готовым к росту конкуренции между Беларусью, Россией и Казахстаном за место под солнцем на общем рынке. К сожалению, по многим направлениям только-только начавшейся борьбы Россия и российские компании уже стали проигрывать», – приводит слова эксперта сайт kommentarii.ru. По его словам, в Беларуси и Казахстане, оказывается, более благоприятный бизнес-климат, там более эффективное налоговое и таможенное администрирование, местные компании проявляют больше навыков и желания завоевывать новые рыночные ниши. И будет, конечно, странным, если вместо честного соревнования на рынке и в зале суда, Россия вдруг станет танцевать в посудной лавке и жаловаться, что ее все обижают и обманывают.
В Москве уже заявили, что Минэкономразвития РФ к 16 апреля доработает проект соглашения о механизмах распределения экспортных пошлин в рамках Таможенного союза, пошлина на нефть будет оговариваться в рамках межправительственных соглашений. Как сообщил директор департамента регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Алексей Лихачев, первый тур переговоров по заключению соглашения о механизмах распределения экспортных пошлин уже завершен, передает «Интерфакс-Казахстан». Представитель Минэкономразвития РФ отметил, что предполагается вне данного соглашения проводить зачисление пошлин на «балансовый бюджетный товар». «В первую очередь, речь идет о нефти. Этот механизм на сегодняшний день применен в отношении Беларуси», – уточнил Алексей Лихачев, отметив, что по балансовым бюджетным товарам будут заключаться двусторонние правительственные соглашения.
По мнению Михаила Нейжмакова, судя по всему, российско-белорусские отношения будут развиваться по прежнему алгоритму. Россия будет стараться обеспечить доступ своих корпораций к наиболее интересным для них экономическим объектам Беларуси, параллельно переводя отношения с Минском в максимально прагматичную плоскость. Минск же будет сражаться за любую возможность удержать прежние преференции и максимально растянет процесс их утраты. Однако перспектива пока складывается не в пользу Минска. Конфликта между Москвой и Киевом по вопросам углеводородного транзита пока не ожидается. А заявление Владимира Путина о том, что цены на газ для Украины могут обсуждаться, показывает, что Москва сейчас готова идти на уступки Киеву. В этом случае вопрос о поставках газа и газовом транзите на украинском направлении будет, скорее всего, решен полюбовно. Возможно, уступки России украинской стороне связаны как раз с тем, чтобы обеспечить себе «тылы» для более жесткого разговора с Минском. Сближение белорусского руководства с партнерами в ЕС имеет свои пределы – они наверняка будут требовать возможности приобретения важных экономических объектов в республике. Возможности же по сотрудничеству Беларуси с такими далекими союзниками как Венесуэла ограничены большими расстояниями. Поэтому и пространство для маневра у Минска не так велико, а значит, идти на переговоры с Москвой ему придется. Однако эти договоренности будут стоить много нервов российской стороне.
«В принципе же, непрекращающиеся проблемы в отношениях между государствами постсоветского пространства еще раз показывают, что риторика об интеграции не всегда совпадает с фактическими интересами элит этих государств. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве, конечно, возможны, но их участникам еще раз придется задуматься о выработке ее стратегии, которая должна быть хорошо проработана и обоснована», – приводит слова г-на Нейжмакова портал kommentarii.ru.