Возможное проведение в Казахстане реформы налогообложения для компаний-недропользователей и непосредственно сам проект нового Закона о недрах, который сейчас находится на рассмотрении в Сенате Парламента РК, вызывают не только понятную заинтересованность вовлеченных сторон, но и массу вопросов. Останется ли налоговый режим стабильным в отношении действующих Соглашений о разделе продукции (СРП), будут ли они переоформлены или расторгнуты, как инвесторам выдерживать требования по казахстанскому содержанию, если по тендерной документации иностранные поставщики зачастую предлагают более выгодные условия, насколько изменится инвестиционный климат в Казахстане с принятием нового Закона о недрах? Эти вопросы будут обсуждаться в ходе Второго ежегодного форума недропользователей Казахстана, который проводит юридическая фирма GRATA. В преддверии мероприятия «Капитал.kz» встретился с Ахметжаном Абдуллаевым, старшим партнером GRATA, и Алматом Даумовым, руководителем департамента Природные ресурсы GRATA, чтобы выяснить, в чем актуальность идеи проведения форума и какие вопросы его организаторы считают самыми наболевшими.
– Какие цели ставит перед собой компания GRATA, организуя Форум недропользователей Казахстана?
Ахметжан Абдуллаев: – Это уже второй форум, который мы проводим. По результатам первого форума был отмечен большой интерес к тем вопросам, которые мы ставим.
Наш форум – это площадка для обсуждения наиболее значимых, существенных проблем в области недропользования. Сейчас проводится много всевозможных конференций, семинаров, мастер-классов на эту тему, но отличие именно нашего форума – это «заточенность» на злободневные практические проблемы, акцент на практические вопросы. Мы предлагаем обсудить, чтобы изменить ситуацию. Ну а если нет возможности ее изменить, найти практические решения.
Целевая аудитория нашего форума – это, в первую очередь, наши клиенты, те, кто реально сегодня работает с недрами. В процессе работы возникает много сложных моментов, поэтому одним нашим клиентам интересен опыт других коллег по цеху. Будут подниматься темы, интересные для юристов-практиков в составе компаний-недропользователей. Приглашены для этого и представители государственных органов, и компании, уже работающие в этом секторе, и те, кто только планирует выход на данный рынок.
– Сейчас проект Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» находится на рассмотрении в сенате. Какие изменения в нем вызывают наибольший интерес?
Алмат Даумов: – Да, законопроект прошел обсуждение в мажилисе и сейчас находится в сенате. Он призван заменить действующий Закон «О недрах и недропользовании». В законодательство вносятся существенные, глобальные изменения, есть попытка перейти на новый этап, но существуют и спорные моменты. В частности, по вопросам налоговой стабильности, международного коммерческого арбитража.
Ахметжан Абдуллаев:– После того, как законопроект утвердили в мажилисе, в редакции, которая предусматривает, по сути, разрешение споров между недропользователями только в казахстанских судах, почти все ассоциации, где представлены инвесторы в области недропользования, выразили свою обеспокоенность. Они написали письмо Президенту Казахстана с просьбой оставить возможность арбитражной оговорки и разрешения инвестиционных споров в международном арбитраже. Это один из самых принципиальных вопросов. Последним изменениям в Законе «О недрах и недропользовании» будет посвящена отдельная сессия нашего форума, потому что изменений там действительно очень много.
– Какие еще темы будут обсуждаться в ходе форума?
Ахметжан Абдуллаев: – Предусмотрены четыре большие сессии, каждая из которых могла бы стать темой отдельной конференции. В первом блоке мы планируем обсудить существующий в Казахстане инвестиционный климат, вопросы реформирования законодательства о недропользовании. На рынке недропользования появился новый игрок – национальная горнорудная компания «Таукен-Самрук». Ее роль будет определяющей в развитии горнорудного сектора страны. Думаю, очень многим будет интересно узнать о ее роли и миссии из первых рук, от представителей компании. Вторая сессия отражает вопросы казахстанского содержания, они всегда присутствуют в операциях по недропользованию, это беспокоит и регионы, и инвесторов. Третья тема – налоговый режим, и последняя – обзор казахстанского рынка слияний и поглощений. Инвесторам всегда интересно знать, есть ли возможность свободного входа иностранным компаниям на казахстанский рынок, есть ли положительный опыт.
– Как бы Вы в целом оценили инвестиционный климат в Казахстане?
Ахметжан Абдуллаев:– Безусловно, он позитивный. Инвестиционный климат оценивают по многим параметрам. Во-первых, если говорить о возможности входа-выхода на рынок недропользования – этот процесс четко отрегулирован в законодательстве. Ни одна другая отрасль не может похвастаться такой детально разработанной законодательной базой. А это «правила игры», вот почему очень важно, когда ты входишь на рынок, знать эти правила.
Во-вторых, налоговый режим. Исходя из данных исследований, в целом по Центральной Азии и по Средней Азии, налоговый режим в Казахстане очень лоялен к иностранным инвестициям, он не является самым лучшим, но и не является худшим, он где-то в середине по параметру «лояльность к инвесторам».
– А если сравнить с инвестиционным климатом в России?
Алмат Даумов:– В целом, наш климат более благоприятный, но мы идем по стопам России. Тот же налог на добычу полезных ископаемых, введенный в 2009 году, экспортные таможенные пошлины на сырую нефть – это российский опыт. И в целом общую модель налогообложения мы переняли у России. Но при этом по ставкам налогообложения Казахстан более либерален. С точки зрения налогового режима, мы гораздо интереснее для инвестора.
– Возможное изменение налогообложения по СРП вызывает немало вопросов. Есть уже и первые недропользователи, которые получили уведомления о расторжении контрактов СРП и подобных соглашений из-за неисполнения требований законодательства. Как это отразится на деятельности компаний и в целом на инвестиционном имидже Казахстана?
Алмат Даумов: –Фактически с 1 января 2009 года количественно большинство недропользователей уже перешли на новый налоговый режим. Государство отменило стабильность налогового режима по контрактам на недропользование, заключенным под гарантией стабильности налогового режима. Остались только 16 компаний – 15 в рамках СРП и 1 контракт, заключенный с компанией Chevron (ТШО). Количественно несколько тысяч контрактов перешли на новый режим, а 16 остались под гарантией. Но эти 16 – самые крупные инвесторы, работающие на основных месторождениях в нефтегазовой сфере. Сейчас речь идет о том, чтобы по ним также поднять вопрос об изменении налогового режима. Однозначно пересмотр налогового режима приведет к увеличению налоговой нагрузки. При этом все инвесторы каким-то образом рассчитывали на окупаемость проектов, соответственно, чем выше налоговая нагрузка, тем меньше процент окупаемости, и тем отдаленнее срок возврата инвестиций. Однозначно это достаточно серьезный шаг со стороны государства.
Важно подчеркнуть, что принципиально модель СРП отличается от контракта на недропользование. При контракте на недропользование государство дает контрактную территорию для добывания нефти, а компания платит налоги. Причем, известно изначально какие будут налоги – они платятся с первого дня.
По СРП модель немного другая: предоставляется контрактная территория, на ней будет работать компания-инвестор, государство также может присутствовать в лице бывшего МЭМР или «КазМунайГаза», к примеру, в качестве участника компании-оператора проекта. Когда нефть пойдет, сначала окупаются расходы инвестора, а потом нефть можно делить – будет доля государства от раздела продукции и доля инвестора. Соответственно, там есть такие понятия как возмещаемые затраты, раздел продукции, порядок раздела продукции.
Все СРП были заключены в 90-ые годы, за 15 лет все возмещаемые затраты перевести в режим общего налогообложения даже технически очень сложно, потому что принципиально модель отличается. И сейчас, насколько я знаю, представители государственных органов стоят перед вопросом – как это осуществить и возможно ли это сделать?
Эта тема также будет обсуждаться на нашем форуме.
Ахметжан Абдуллаев: – Мы сейчас затрагиваем фундаментальные темы. В мире существует несколько систем, по которым предоставляется право на недропользование. Первая, когда есть только контракт, который, по сути, является законом для двух сторон, и который даже выше национального законодательства. Вторая – лицензионная сиcтема, когда государство устанавливает определенные четкие правила, на основании которых осуществляется право в лицензии. И есть смешанная система, когда заключенные контракты подчиняются нормам национального права.
Действующая в Казахстане система предоставления недр в пользование называется контрактной, хотя по сути такой не является. Преимущества контракта в том, что договоренности сторон должны быть превалирующими. Но так получилось, что действующие контракты следует рассматривать больше как разрешительные документы и стороне подрядчика не удается разговаривать с государством как со стороной договора. Поэтому существуют такие перекосы.
– Будет ли у представителей компаний-недропользователей возможность задать свои вопросы по таким спорным моментам представителям государственных органов в рамках Вашего форума?
Алмат Даумов: – Безусловно. Эти вопросы могут и должны обсуждаться в рамках форума, это и есть цель мероприятия. Мы не хотим просто выслушать ряд докладов, наш форум – это и «круглый стол», и площадка для дискуссий, где активны и аудитория, и спикеры. Соответственно мы ожидаем жаркие, горячие дискуссии. В прошлом году, к примеру, мы пригласили тогда еще представителей министерства энергетики и минеральных ресурсов по поводу выполнения лицензионных контрактных условий. Надо отметить, что велась оживленная дискуссия, активно задавались вопросы. Тогда участников форума очень интересовали вопросы казахстанского содержания. К примеру, каким образом выполнять условия, если местный рынок предложений недостаточно сформирован, чтобы выполнять такие высокие требования по казахстанскому содержанию
Ахметжан Абдуллаев: – Проводимые в настоящее время мероприятия имеют определенный «крен» либо к позиции государства, либо конкретной компании. В нашем случае мы находимся между сторонами, являясь независимыми экспертами. С одной стороны, зная проблемы, которые возникают у недропользователя, мы приглашаем тех, кто сегодня сталкивается с ними в ежедневной работе. С другой стороны, приглашаем государственные органы, которые задают правила игры и контролируют их. Мы стремимся к обсуждению на независимой площадке. Если такие вопросы прозвучат на государственном форуме, они могут быть расценены как некий выпад в сторону государства, либо наоборот, выпад в сторону недропользователей. В нашем случае GRATA выступает неким медиатором, предлагает сторонам открыто обсудить проблемы, потому что «чем жарче спор, тем чище воздух».
– Последнее время государство особо активно взялось за вопросы казахстанского содержания, совсем недавно, 31 марта в Астане проводился семинар-совещание по этому вопросу. Важно, что уже пошли и меры – компании-нарушителей штрафуют, дело доходит даже до расторжения контрактов. Чем объясняется такая активность?
Ахметжан Абдуллаев: – Тема казахстанского содержания – это тема местного содержания. Она общая для всех государств, которые владеют природными ресурсами. Так или иначе, государство заинтересовано и это абсолютное его право, чтобы население этого государства имело определенные выгоды: трудовые, экономические от присутствия инвестора, от пользования недрами. Вот почему эта тема общая.
Что касается работы в развитии казахстанского содержания, мы наблюдаем это на протяжении всей жизни нашего государства, работа всегда велась, но только сейчас эта работа стала более структурированной, видной, слышимой.. На нашем форуме будут представители Казахстанского контрактного агентства, которое выступает оператором по внедрению и разработке вопросов казахстанского содержания, они расскажут о последних изменениях в этой сфере. Разработан интернет-сайт по казахстанскому содержанию, по спросу и предложению на рынке для недропользователей. Очень долгое время вообще никто не мог понять – что такое казахстанское содержание в производстве услуг или товаров, казахстанский производитель. Сейчас появляется ясность, и государство начинает требовать. На фоне финансового кризиса эти требования не являлись жесткими, и до сих пор мы все-таки наблюдаем, что требования к казахстанскому содержанию являются достаточно гибкими. Государство понимает, что не всегда есть возможность у недропользователей привлечь товары, работы или персонал на местном рынке.
Отмечу, что на нашем форуме планируется выступление главы национальной норвежской компании Statoil, который будет говорить об опыте Норвегии о развитии местного содержания. Думаю, это будет очень интересно.
Алмат Даумов: – Представители наших государственных органов в значительной мере интересуются опытом Норвегии, потому что ее опыт в мировой практике показателен, особенно в вопросах местного содержания в проектах по недропользованию. На форуме будут представители компаний-недропользователей, у которых возникает масса вопросов. Допустим, если в тендере участвует и казахстанское предприятие, и иностранное, а казахстанское дает цену выше, чем иностранное, с одной стороны, должны быть выполнены требования по казахстанскому содержанию. Но, с другой стороны, есть требования о том, что нужно выбирать лучшее ценовое предложение. Непонятно, если возьмешь иностранную компанию, скажут, что не выполняются требования по казахстанскому содержанию, если возьмешь казахстанскую – скажут, что завышаешь расходы по разработке месторождений.
В целом вопросов много, я уверен, что они будут задаваться представителям Казахстанского контрактного агентства, представителям Министерства нефти и газа, отделу мониторинга и исполнения требований контрактов. Надеемся, что диалог будет конструктивным.
Ахметжан Абдуллаев: – Мы бы хотели, чтобы в рамках этой дискуссии были найдены точки, которые сближают обе стороны. С одной стороны, недропользователи, у которых есть требования по казахстанскому содержанию. Если они начинают стимулировать своих подрядчиков, с которыми работают в других странах, на присутствие здесь, возникает определенный конфликт интересов. Недропользователя могут уличить в лоббировании интересов связанных компаний. С другой стороны, Казахстанское контрактное агентство, выступающее оператором со стороны государственных органов, пытается внедрить требования по казахстанскому содержанию и меры ответственности как «кару» за их несоблюдение. Однако упускается главная цель – добиться роста профессионализма местных компаний, срастить казахстанские компании, желающие приобрести дополнительный опыт, и иностранные компании, обладающие таким опытом. Здесь существует определенный пробел. Хотелось бы, чтобы участники рассмотрели шире, чем вопрос выполнения\невыполнения условий контракта. Мне кажется, было бы интересно, если бы недропользователям было бы выгодно самим финансировать, либо стимулировать создание совместных производств между проверенными в работе подрядчиками и лучшими местными компаниями. Чтобы потом не было обвинений в лоббировании, в этом процессе необходимо участие заинтересованных государственных органов. Таким образом достигается задача, которую ставит перед собой государство – развитие казахстанского содержания и та задача, которая стоит перед инвесторами – проводить операции с использованием оптимальных по качеству и цене товаров, работ и услуг. Но этот процесс очень длительный, поскольку охватывает не только сами работы, но и обучение местных кадров «с нуля».
Я думаю, в рамках нашего форума может сложиться конструктивная дискуссия по этим и многим другим темам.