Растущая конкуренция заставляет предпринимателей искать неординарные решения для своего бизнеса
В Париже открылось первое во Франции кафе, куда можно зайти на чашку кофе и заодно заштопать рубашку, сообщает BFM.ru. Две молодые женщины, австрийский дизайнер Сисси Холлейс и косметолог из Швейцарии Мартена Дюсс открыли кафе под эпатажным английским названием Sweat Shop.
Уже само название заставляет задуматься над бурной фантазией владельцев заведения. Sweat Shop на русский можно перевести как «потогонное производство»; так именуют зачастую подпольные швейные мастерские, в которых женщины из бедных стран Азии и Африки в поте лица своего шьют вещи для иностранных компаний. Всего за несколько недель кафе приобрело феноменальную популярность. Слух о нем уже распространился за пределы Франции: в Брюсселе и Нью-Йорке хотят открыть подобные заведения. Чашка кофе в Sweat Shop стоит 1,5 евро, кусок шоколадного торта – 5 евро, час аренды швейной машинки – 6 евро. Можно арендовать и на десять часов – обойдется в 55 евро.
Казахстанские предприниматели тоже стараются привлечь клиентов в свои заведения несколько неординарными приемами. К подобным мероприятиям относятся: проведение концертов, лекций, встреч с известными людьми, просмотры фильмов, обмен книгами и т.д.
К примеру, одна из алматинских кофеен – Coffeedelia на Желтоксан вот уже почти год проводит различные лекции, тренинги, открытые уроки, профессиональные встречи, мастер-классы. В стенах кофейни клиентам предлагаются мероприятия различной тематики и характера. Это и вечера мировой музыки Ирэн Аравиной, и лекции Тимура Актаева о «нефоновой» музыке, и FAQ-среды, которые посвящены разным вопросам – от бизнес-встреч до психологии, и лекции об искусстве, и виртуальные экскурсии по музеям мира. Также на базе кофейни проходят презентации книг, фильмов, онлайн-конференции, кинопоказы Future Shorts. «Иногда мы устраиваем диджейские вечеринки и концерты интересных групп с авторским материалом. В целом, в месяц у нас проходит до 20 мероприятий», – уточняет Жанна Прашкевич, арт-менеджер кофейни Coffeedelia.
Состоявшиеся профессионально люди часто нуждаются не только в активном отдыхе, но и в интеллектуальном. «Люди с несколькими высшими образованиями очень хотят научиться делать оригами,– считает г-жа Прашкевич,– рисовать комиксы или узнать о жизни и творчестве Лайзы Минелли и услышать «вживую» ее ключевые произведения». С данным утверждением согласны и эксперты. Так, по словам Александра Дорофеева, директора международного агентства маркетинговых исследований IAMR, «такой вид привлечения посетителей наиболее эффективен, так как является рекламой как для участников, так и для организаторов». Данный прием PR и способа привлечения клиентов существует уже много сотен лет и является одним из родоначальников PR-кампаний и маркетинга.
Кроме различного рода мероприятий казахстанские бизнесмены сочетают в своих заведениях необычные услуги для клиентов. Так, в кофейне DK посетители не только могут порадовать себя напитками, но и приобрести виниловые пластинки: как новые издания европейских лейблов, так и пластинки, представленные алматинскими ди-джеями. Кроме того, в магазине при кофейне можно приобрести hand-made вещи, созданные алматинскими дизайнерам (сумки, футболки, сувениры и т.д.), а также товары дизайнерской студии Артемия Лебедева. В DK даже имеются книжные полки, откуда можно взять любую книгу, оставив взамен свою. Это так называемые «безопасные» полки, в поддержку интереса к чтению литературы и движения «буккроссинг» в Казахстане.
«В наших мероприятиях мы стараемся задействовать самих гостей, – утверждает Ольга Халецкая, арт-директор кофейни и бара DK, – вовлечь их в действие различными способами, чтобы они сами почувствовали себя главными действующими лицами». К примеру, в DK периодически проводятся костюмированные вечеринки, танцевальные состязания, существует серия вечеринок, на которых руководство кофейни дает людям почувствовать себя в роли ди-джеев, барменов, моделей и т.д.
Несмотря на столь разнообразный выбор нетривиальных вечеров за чашечкой кофе, проведение и создание такого рода мероприятий нуждается в постоянной тщательной подготовке. «Следует отметить, что такого рода деятельность требует творческого и новаторского подхода, в целях поддержания постоянного интереса у гостей, так как творчество невозможно поставить на конвейер», – поясняет г-жа Халецкая.
В то же время, по мнению г-на Дорофеева, «данные шаги должны быть более систематизированы, запланированы и доведены до потребителя путем информационных коммуникаций. В целом, по оценке экспертов, клиентское сообщество Казахстана вполне подготовлено к подобным маркетинговым шагам. Хотя следует подчеркнуть, что к проведению вышеуказанных мероприятий должны быть привлечены не только пиарщики, но и психологи, способные мягко, на основе местного менталитета выстроить схемы донесения нужной информации до подсознания клиентов.