Стоимость авиабилетов по европейским маршрутам может увеличиться
На прошлой неделе выяснилось, что страны ЕС оказались чересчур осторожными – полеты можно было не отменять. Согласно опубликованному докладу британского Центра исследований в сфере экономики и бизнеса, в общей сложности извержение вулкана Эйяфьятлайокудль обошлось мировой экономике в $2 млрд., причем 2/3 затрат понесли авиаперевозчики. Если также учесть стремительный рост цен на нефть и, следовательно, на авиационное топливо, то, по мнению авторов исследования, убытки от извержения приблизятся к сумме в $2,7 млрд. Естественно, авиакомпании потребовали компенсации от руководства Евросоюза.
Напомним, что 14 апреля исландский вулкан выбросил в атмосферу облако пепла, заставив европейские страны закрыть свое воздушное пространство из-за опасения, что пепел забьется в двигатели самолетов, что чревато катастрофой. Правда, авиакомпании протестовали и утверждали, что наличие пепла в воздухе не угрожает безопасности пассажиров на большей части европейского пространства. В результате было отменено более 100 тыс. авиарейсов, до места назначения вовремя не добрались примерно 7 млн. человек.
По прогнозам Kelkoo, компании, отслеживающей колебания цен на европейском рынке, в 2010 году стоимость авиабилетов на европейские маршруты увеличится на 5,2%, а в 2011 году – еще на 11,5%. Причем цены начнут расти в ближайшие 2 месяца. По мнению Брюса Фейра, исполнительного директора Kelkoo, в Великобритании авиаперевозчики просто не смогут не переложить понесенные убытки на своих клиентов. Но не стоит все сваливать только на вулкан. Рост цен на топливо, сезонные колебания спроса, которые связаны с началом летнего сезона, являются более весомыми поводами для увеличения цен против убытков, понесенных от извержения вулкана.
В ближайшем будущем в стоимость авиабилетов на перелеты в страны ЕС будет входить даже покупка квоты на выброс парниковых газов в атмосферу. В список компаний, которые будут покупать данные квоты с начала 2012 года, вошли 30 авиакомпаний Республики Казахстан. Из них единственным перевозчиком, имеющим разрешение летать в страны Евросоюза, является «Эйр Астана», цены на топливо у этой авиакомпании могут вырасти на 13% по сравнению с текущими тарифами, в связи с покупкой квот на выбросы в атмосферу.
Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристической ассоциации и КАГиР, считает маловероятным серьезное падение спроса на туристические авиаперевозки из-за прогнозируемого повышения их стоимости. «Альтернатив авиаперелетам не так уж и много. Ведь это, прежде всего, экономия времени. Все понимают, что, теряя деньги на авиабилетах, они приобретают нечто более ценное. Но официально какой-либо информации о серьезном повышении цен нет», - отмечает она.
Подорожание билетов может стать еще одним аргументом в пользу начала масштабного судебного разбирательства в Европе, о котором эксперты говорили еще во время транспортного коллапса. По мнению авиакомпаний, они имеют полное право потребовать восполнение убытков от европейских властей. Пассажиры, в свою очередь, считают, что за их неудобства во время транспортного коллапса должны платить авиакомпании. «Если представители бизнеса возбудят коллективный иск против авиакомпаний, те, в свою очередь, подадут иски против властей, чтобы снять с себя груз ответственности», – заявил изданию The Daily Telegraph Стивен Аламбритис, эксперт британской Федерации малого бизнеса. По словам Джеффа Зиндани, аналитика компании Forum Law, «согласно последним прогнозам, в ближайшее время может возникнуть настоящая волна судебных исков, которые направят против властей ЕС авиакомпании и предприятия, зависимые от международных воздушных перевозок».
Авиакомпании, действующие на рынке страны и совершающие рейсы в европейские страны (AirAstana, bmi, Asiana Airlines), пока не сообщили о каком-либо (кроме сезонного) повышении цен на билеты. Казахстанская туристическая ассоциация также еще не располагает официальной информацией о повышении цен на авиабилеты в страны Европы. Однако если прогнозы сбудутся и вырастет стоимость билетов, это отразится на работе туристических агентств. К сожалению, туристические компании будут не в силах что-либо предпринять относительно авиаперевозок. «В тех местах, где есть хорошая разветвленная сеть автомагистралей и железных дорог, – другой вид транспорта получит более широкое распространение и популярность. Например, внутри Европы огромным спросом пользуются туры на поездах», – рассказала г-жа Шайкенова. Она считает, что такие европейские и азиатские туры могут вызвать интерес у казахстанских туристов. Однако внимания удостоятся лишь те железнодорожные компании-перевозчики, у которых в арсенале есть поезда с великолепными вагонами и прекрасным сервисом.