Гульнара Сарсенова: «Казахстану просто необходимо выходить из «своей юрты»
АВТОР

06.05.2010 • 18:06 2149

Гульнара Сарсенова: «Казахстану просто необходимо выходить из «своей юрты»

В настоящее время, пожалуй, основным развлечением большинства людей является кино. Трудно найти какой-либо аналог киноиндустрии по масштабам обсуждаемости, востребованности и популярности. Влиятельные политики на высоком уровне обсуждают идеологическую составляющую фильмов и престиж страны в области производства кинопродуктов. Казахстан не обошла эта общемировая тенденция. Сейчас казахстанский кинематограф открывается для всего остального мира. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказала известный казахстанский продюсер, генеральный директор Eurasia Film Production Гульнара Сарсенова.

– Что среди казахстанцев пользуется наибольшим спросом на отечественном кинорынке (боевики, мелодрамы, фэнтази и т.д.)?

– На первом месте на кинорынке Казахстана находятся фильмы ужасов. Ужасы в кино – это самый окупаемый жанр. Адреналиновое, или кислотное, кино дает зрителю «гормон страха», оно играет на самых низших уровнях человеческого сознания. На мой взгляд, такое кино – это одурманивание мозгов, хотя, безусловно, оно имеет право на существование. Мне даже присылали несколько подобных сценариев, но я от всех отказалась, поскольку считаю, что есть возможность снимать и более лучшее кино.

После ужасов по популярности находятся фильмы в жанре фэнтази. Молодое поколение, которое является основным потребителем кино в Казахстане, воспитано на компьютерных играх. Им нравятся фильмы, где стерта грань между игрой и самим фильмом. Примером этому может служить одна из последних премьер «Аватар». Сейчас на мировой кинорынок массивно внедряется интерактивное кино, где каждый может почувствовать себя сопричастным как к фильму, так и к его созданию. В подобных картинах присутствует вариабельность, и зритель может создать свой собственный сюжет. В то же время, на мой взгляд, подобные фильмы отвлекают молодые умы, так как наша с вами реальность намного интереснее, она гораздо больше захватывает, чем придуманный кем-то мир. Компьютеризация кино, конечно, неизбежна, и развитие технологий не остановить, но ведь человек тем и отличается от машины, что у него есть душа. Именно об этом и стоит, я считаю, снимать кино. 

На третьем месте по популярности находятся боевики, после комедии и на последнем месте, к сожалению, мелодрамы. Такая градация потребительского спроса свойственна не только отечественному кинорынку, но и общемировой киноиндустрии.

– Какова доля рынка казахстанского кино и сериалов в данном сегменте на сегодняшний день?

– Доля весьма и весьма мала, она составляет порядка 3-7%.

– Какие существуют проблемы в рамках кинорынка Казахстана?

– Главной нашей проблемой является малочисленность населения. На территории РК, которая вмещает 5 франций, проживает всего 16 млн. человек. В Казахстане для того, чтобы снимать рентабельное кино и показывать его только на отечественном кинорынке, необходимо, чтобы бюджет картины не превышал $450-470 тыс. Для современного кинопроизводства – это очень маленький бюджет, но только при таких затратах и 80-100% посещаемости дееспособным населением РК кинотеатров фильм может окупить свои затраты и принести прибыль. При этом подобный бюджет не позволит фильму быть конкурентоспособным даже среди российского кино, не говоря уже о голливудских блокбастерах.

В настоящий момент в республике снимается около 30 фильмов со средним бюджетом от $1 до 3 млн., поэтому основная задача кинопроизводителей – попытаться «отбить» свои деньги в прокате.

– Что необходимо сделать для улучшения ситуации на кинорынке?

– По моему мнению, сейчас «Казахфильм» пошел по очень правильному пути. А именно – он стал производить совместные фильмы с другими государствами, где снимаются актеры нескольких стран. В этом случае фильм будет интересен зрителям уже нескольких государств, то есть он будет повышать свои шансы на окупаемость. Выбирается наиболее космополитичный сценарий на вечные темы: любви, предательства, дружбы и так далее.

Необходимо создавать фильмы, к примеру, совместно с нашим ближайшим соседом – Россией, ведь нас связывает не только общая граница, но и историческое прошлое, и менталитет. Все это позволяет нам рассчитывать не только на казахстанского, но и на российского зрителя.

Помимо стран бывшего Советского Союза, Казахстан в киноинустрии тесно завязывает отношения с тюркоязычными государствами. К примеру, на данный момент запущено несколько проектов совместно с Турцией. Казахстану просто необходимо выходить из «своей юрты».

– Насколько казахстанское кино и сериалы являются конкурентоспособными в сравнении с российскими и зарубежными продуктами? 

– Здесь необходимо разделить фестивальное и коммерческое кино. Казахстанское фестивальное, или арт-хаусное кино весьма успешно и востребовано, тогда как коммерческое кино, которое показывают в кинотеатрах, находится на самой низкой ступени своего развития. В то же время все усилия частных продюсеров и государственных компаний нацелены на то, чтобы отечественный кинопродукт стал как можно более конкурентоспособен и востребован.

– Есть ли примеры успешного выхода казахстанского продукта на зарубежный рынок?

– Пожалуй, единственным примером успешного коммерческого продукта является опять– таки совместный российско-казахстанский проект «Монгол». На данный момент этот фильм собрал в прокате свыше $30 млн. при бюджете в $14 млн. Хотя при этом прибыли его создателям он пока не приносит.

– Какие маркетинговые шаги необходимо делать для успешного продвижения нашего продукта на новом рынке?

– Для начала необходимо определиться, с какой целью вы создаете тот или иной фильм, и уже от этого будут зависеть ваши дальнейшие действия. Безусловно, я, как бизнесмен с большим стажем, всегда ищу коммерчески выгодные проекты, но в то же время с высоким художественным уровнем. Немаловажным является и посещение различных фестивалей и конкурсов, где можно перенять опыт, обменяться мнениями и отследить последние тенденции в киноиндустрии.

Очень интересен и такой маркетинговый прием как использование фокус-групп. Меня, как продюсера, очень радует, что наши отечественные кинокомпании потихоньку стали пользоваться подобным весьма эффективным инструментом, позволяющим отследить реакцию зрителей на ваш продукт.

– Какие изменения произошли за последний год в киноиндустрии Казахстана?

– Весьма серьезные, так как стало появляться все больше качественных и технически высокооснащенных фильмов в республике. К примеру, сейчас заканчивается работа над казахстанско-турецким проектом телесериала «Астана – любовь моя», который был снят в очень качественном цифровом формате, на котором работает весь Голливуд, позволяющем перевести его в 3D.

– Сколько стоят съемки фильма в Казахстане?

– От $500 тыс. до $40 млн. Например, $38 млн. – это бюджет «Кочевника», хотя на создание успешного «Монгола» ушло всего $14 млн.

– С какими проблемами сталкивается продюсер в своей работе в нашей республике?

– Одной из основных проблем является отсутствие достойной обучающей базы. У нас нет технологий и методик эффективной подготовки и передачи опыта новым специалистам. Так же в Казахстане катастрофически не хватает второго состава в кино, то есть второго режиссера, операторов и других, тех, кто занимается техническим оснащением и обеспечением. В общем, остро стоит проблема с высококвалифицированными и талантливыми кадрами, поэтому зачастую приходится привлекать специалистов из других стран. Помимо этого, в республике необходимо замкнуть цепочку производства фильмов, чтобы не было необходимости, к примеру, делать перезапись и сведение звука в Польше или монтаж во Франции.

Немаловажным является и борьба с пиратской продукцией. «Черный рынок» сильно мешает развитию казахстанского кино. Но, на мой взгляд, здесь в большей степени стоит вопрос о моральном и этическом выборе каждого отдельного человека: хочет ли он украсть фильм или заплатить за качественный продукт, прибыль с которого пойдет на создание нового кино.

– Насколько создание фильмов в Казахстане является прибыльным бизнесом?

– Как я уже говорила выше, кинопроизводство в нашей республике не является прибыльным бизнесом. На данном этапе развития киноиндустрии в РК нам необходима поддержка государства. В то же время важно не забывать и о моральной стороне вопроса, то есть не нужно гнаться только за прибылью, забывая о смысле того, что делается. Кино для меня в большей степени это искусство, и здесь необходима помощь государства. Кино как культурная составляющая нашего государства просто необходимо для нас.


Справка. Гульнара Сарсенова является первой женщиной, которая получила награду на 13-м международном кинофестивале в Пусане как лучший азиатский режиссер. В 2007 году она работала с Сергеем Бодровым над картиной «Монгол», которая была номинирована на «Оскар», с Бертраном Тавернье над фильмом «В электрической мгле» (In The Electric Mist) и с Сергеем Дворцевым над «Тюльпаном», получившим признание в Каннах.

В прокате России и стран Содружества общие кассовые сборы с начала 2010 года составили 68 329 831 975 тенге. За указанный период всего показано 93 фильма, а количество зрителей, посетивших кинотеатры, составило 68 207 500.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

продюсер кино киноиндустрия Гульнара Сарсенова

06.05.2010 • 18:06 2149

Поделиться
Гульнара Сарсенова: «Казахстану просто необходимо выходить из «своей юрты»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus