Прежние правила действуют последний год
Вопросы совершенствования процедур технического осмотра автотранспорта и усиления контроля за качеством работы диагностических станций техосмотра вновь были рассмотрены на заседании правительства на минувшей неделе. Напомним, что вопрос также обсуждался в прошлом месяце, тогда министр внутренних дел Казахстана Серик Баймаганбетов заявил, что с 2011 года технический осмотр автомобилей будет передан из ведения МВД в конкурентную среду. «Целесообразно передать в конкурентную среду диагностику технического осмотра автотранспорта – этот вопрос уже решается в правительстве, со следующего года техосмотр будет передан в конкурентную среду», – подчеркнул министр внутренних дел Казахстана.
Ерик Сагымбаев, первый вице-президент АО «Азия Авто», рассказывает, что вопрос полномочий по проведению техосмотра обсуждается периодически на протяжении долгих лет. «Связано это, прежде всего, с его низкой эффективностью. Поэтому вероятность изменения порядка техосмотра зависит только от энергичности лиц, заинтересованных в этом процессе, так как объективные предпосылки для реформы имеются уже давно», – считает руководитель «Азия Авто». По его мнению, последняя реформа порядка прохождения техосмотра изначально была обречена на провал. «Схема, когда за техосмотр отвечают органы дорожной полиции, которые не имеют необходимого диагностического оборудования, не выдерживает никакой критики, – рассказывает Ерик Сагымбаев. – Попытки повышения эффективности путем даже очень правильных, но все-таки косметических корректировок, установления периодичности прохождения техосмотра в зависимости от возраста автомобиля, например, не привели к изменению системы в целом, в связи с чем, видимо, руководство Министерство внутренних дел и решило передать от себя эту явно непрофильную деятельность в компетенцию Министерства транспорта и коммуникаций».
Большую часть автовладельцев устраивает та схема прохождения техосмотра, которая существует сегодня. «Мне кажется, что частные станции техобслуживания могут усложнить процесс прохождения техосмотра. И стоимость прохождения техосмотра в этом случае, скорее всего, будет гораздо выше, нежели сумма государственных пошлин и сборов, которые необходимо оплачивать сегодня», – считает автовладелец Зауреш Курмангалиева. Олег Алферов, директор консалтинговой компании Qncepto, согласен с тем, что процедура техосмотра подорожает. Он предлагает рассмотреть ситуацию с нескольких ракурсов. «Первое: правильно ли, что процедура проверки технического состояния автотранспорта производится государственным органом, не располагающим достаточной материально-технической базой и квалифицированным персоналом?», – задается вопросом Олег Алферов и дает отрицательный ответ, так как, по его мнению, такой техосмотр воспринимается автовладельцами не иначе, как дополнительный сбор за услугу, которая никак не обеспечивает диагностику состояния и безопасность эксплуатации автомобиля.
Второй вопрос: если не сотрудники дорожной полиции, то кто? Кто заинтересован в реальном выявлении неисправностей автомобиля? Ответ очевиден: заинтересованы предприятия коммерческого автосервиса, для которых устранение неисправностей является источником дохода. «Еще большей заинтересованности от них можно добиться, возложив ответственность за ДТП, произошедшие по причине некачественно проведенного ими технического осмотра», – считает директор консалтинговой компании Qncepto. При этом он отмечает, что данная схема порождает другие вопросы: как избежать попыток такого сертифицированного автосервиса склонить клиента к обслуживанию и ремонту, который, возможно, и не требовался? «Задача практически невыполнимая, поскольку неправомерность рекомендаций СТО можно доказать лишь в суде», – считает эксперт.
Кроме того, по мнению г-на Алферова, существует вопрос способности автосервиса отвечать за состояние и аварийную безопасность автомобиля при прохождении техосмотра даже один раз в год. «Совершенно определенно можно прогнозировать лишь одно: передача технического осмотра в частный сектор повлечет значительное удорожание этой процедуры. И дело даже не в спекулятивном интересе потенциальных операторов техосмотра – просто себестоимость их услуг объективно выше стоимости дорожной «индульгенции», которую сегодня выдает рядовой «гаишник». Поэтом,у коммерциализируя техосмотр, следует установить жесткий перечень диагностических операций, нормы времени их выполнения и, возможно, предельные ставки оплаты нормо-часа», – резюмирует Олег Алферов. В то же время эксперт считает, что, отдавая большие деньги, автовладелец будет более мотивирован в поддержании безопасного состояния автомобиля и его адекватной диагностике, что снизит коррупциогенность этой массовой процедуры.
О необходимости более серьезного отношения к состоянию авто говорит и Ерик Сагымбаев. «В случае если у вас автомобиль в хорошем внешнем состоянии, он без особых проблем пройдет техосмотр, так как его технические характеристики, такие, как тормозные усилия, геометрия пучка света фар, внутренние и внешние шумы и даже содержание вредных веществ в выхлопе, сегодня не проверяются», – поясняет руководитель «Азия Авто». По его мнению, техосмотр сведен исключительно к внешнему осмотру автомобиля и проверке функционирования световых сигнальных указателей и укомплектованности аптечкой, аварийным знаком, а также огнетушителем. Кроме того, всем известно, что при отсутствии у автовладельца желания тратить силы и время на проведение техосмотра талон можно довольно просто приобрести за отдельную и достаточно небольшую плату. «Единственным, кто страдает при этой схеме, является общество, которое подвергается высокой опасности, ибо в результате такого порядка на дорогах нашей страны колесит несметное число автомобилей, несоответствующих нормам безопасности и подвергающих риску всех участников дорожного движения»,– поясняет г-н Сагымбаев.
Руководитель консалтинговой компании Qncepto считает немаловажным и то, какие технические требования будут вменяться сертифицированной сервисной станции. «Кроме того, нельзя исключать фактор возможной ангажированности уполномоченного органа по сертификации специализированных сервисных станций. В отдельных регионах услуги «коммерческого техосмотра» могут подвергнуться умышленной монополизации. Более того, в стране сотни районов, где просто нет квалифицированного персонала и сервисных станций, оснащенных необходимым диагностическим оборудованием», – поясняет Олег Алферов.
При этом эксперт АО «Азия Авто» считает, что вовлечение в процедуру техосмотра бизнес-структур в условиях конкуренции не должно вызвать повышения стоимости услуги по техосмотру, но она может измениться, если изменятся критерии и требования и потребуются дополнительные операции, установка дополнительного оборудования. «Государство же не может находиться в стороне, оно должно четко определить все регламенты на проведение техосмотра», – заключил Ерик Сагымбаев.