Удовольствие за полцены
АВТОР

13.05.2010 • 17:13 1041

Удовольствие за полцены

Социальный и коллективный шопинг захватывает жителей мегаполисов

Все больше магазинов и торговых центров с широким ассортиментом товаров и услуг предлагают discount программы, позволяющие лояльным покупателям сократить расходы, а продавцам – найти новых клиентов и увеличить их поток. Благодаря интернету, на скидках зарабатывает и третья сторона – владельцы сайтов, которые помогают покупателям объединяться в группы и экономить на покупках 50% и более. Сайты проводят набор желающих сходить в кино, полакомиться в суши-баре, сходить на сеанс спа-массажа или даже спуститься с горы в зорбе (шар из прозрачного полимера), то есть получить все удовольствия и в два раза дешевле.

Вся система, как все гениальное, очень проста и выгодна абсолютно для всех участников, что, заметьте, встречается весьма редко. Любой бизнес хочет быть загружен на 100%, но всегда есть либо «не сезон», либо какие-то позиции из прайса, которые продаются хуже других. Грамотный владелец бизнеса понимает, что лучше продать много за полцены, чем совсем ничего. Ведь самая затратная часть в любом бизнесе – это привлечение новых клиентов. Акции часто привлекают недавно открывшиеся предприятия, которым нужно себя раскручивать.

Главный источник дохода для сервисов социального шопинга – комиссия с каждого проданного через сайт discount-купона. Купон действителен, только если в акции принимает участие определенное количество человек. Каждый из участников сделки, например, оплачивает через интернет билет на киносеанс, после чего распечатывает купон и с ним идет в кино. Если желающих с купонами оказалось меньше, чем требуется, деньги либо возвращаются пользователям, либо зачисляются на их счета в системе и могут быть использованы в будущем. Если же собрано нужное количество человек, то сервис перечисляет продавцу основную часть полученной суммы, оставляя себе комиссионные. Размер комиссии может достигать 50% от стоимости купона.

Как пояснила «Капитал.kz» Елена Масолова, директор по маркетингу компании Darberry, комиссия зависит от типа услуги. «Для ресторана, парикмахерской, картинга – от 10 до 50%; для услуг, где клиент остается надолго, – курс йоги, серия тренингов – до 90%, потому что стоимость привлечения такого клиента очень высока», – говорит эксперт. Продавцы охотно идут на взаимодействие с сайтами, ведь расходы на маркетинг и привлечение клиентов те берут на себя.

Со слов г-жи Масоловой, зарегистрированные пользователи сайта DarBerry.ru получают скидку в размере 50-90% на посещение кафе, спа, пейнтбола, боулинга в 4 городах России. «Например, в Москве в пивном ресторане Beerhouse мы предлагали скидку 50% на все меню, и нашим предложением воспользовались 796 человек», – делится удачным опытом «сделки» в сфере социального шопинга г-жа Масолова. Заведения соглашаются на такую скидку, потому что получают сразу большое количество клиентов, да и демпингом это назвать сложно – можно предоставить скидку лояльному клиенту многократно, а можно один раз, но большому числу людей.

Родоначальником социального шопинга в интернете принято считать сервис торгового дома Mercato, открывшегося на рубеже веков. А мировой лидер сегодня – сайт Gropuon (groupon.com). О его успешности свидетельствует как наличие точных сайтов-копий по всему миру, так и недавнее привлечение инвестиций в $135 млн. от российской DST (Digital Sky Technologies, контролирует Mail.ru, социальную сеть «Одноклассники» и ICQ, имеет доли «Вконтакте», OE Investment, Facebook, Zynga, Groupon, Headhunter) и американской Battery Ventures. Основной конкурент сервиса Gropuon в Европе – CityDeal в Германии, открывший за полтора месяца работы представительства в 144 городах (citydeal.de, citydeal.co.il, citydeal.es и др.).

В России нишу социального шопинга стремится занять проект «Darberry» (darberry.ru). Ранее бизнес-моделью этого проекта было предложение «товара дня» со скидкой. Когда продавцы товаров и услуг обзавелись множеством контактов, сервис вышел на новый уровень. До масштабов Groupon, в акциях которой иногда участвуют десятки тысяч человек, Darberry еще далеко, но, тем не менее, у сервиса уже есть 40 тысяч зарегистрированных пользователей.

«Мы оцениваем привлекательность акции с точки зрения наших пользователей: размер скидки, местоположение, качество услуг», – говорит представитель Darberry. Сейчас уже существует конкуренция среди заведений за проведение акции, среди них формируется даже очередь. В качестве удачного примера Елена Масолова приводит акцию с картингом (было продано более 200 купонов), настолько успешную, что после ее проведения свои услуги предложили владельцы двух других картингов. Количество участников обязательно согласуется с заведением. «Сегодня у нас невысокие планки – всего 20-30 человек, будем увеличивать их количество постепенно», – говорит г-жа Масолова. Сегодня Darberry не планирует привлекать инвесторов – ресурсов хватает на запуск в 15 городах России и Украины.

Сервисы социального шопинга существуют почти во всем мире, они есть даже в провинциальных городах России. В Казахстане нет ни одного. Организаторы подобных проектов считают, что в России (нужно полагать, что в будущем и в Казахстане) подобный вид шопинга получит должное развитие и приживется. Ведь у нас связи в социуме гораздо прочнее, чем на Западе, и очень многие любят «халяву». Минус заключается в том, что люди раскачиваются с большим трудом и тяжело воспринимают новые проекты.

Коллективный шопинг у нас все-таки тоже есть. Например, в 2009 году «антикризисные» сайты призывали обменивать и продавать ненужные вещи или просто раздавать-получать их даром. Некоторые проекты предлагают покупателям объединить усилия и заняться шопингом «вскладчину», другие предлагают магазинам «искать» клиентов и снижать цены.

Оптовым шопингом, к примеру, люди занимаются в социальных сетях, объединяясь в группы для закупа продуктов питания ящиками, а плазменных телевизоров – партиями. Лучше всего этот опыт прижился среди мастериц и молодых мам. На различных форумах, посвященных рукоделию или воспитанию детей, можно найти множество примеров коллективных покупок. По такому же принципу выкупаются дорожные билеты на туристических форумах. Такой шопинг сочетает в себе два наиболее распространенных вида активности в сети: электронную коммерцию и общение с единомышленниками. Совсем не обязательно, чтобы сайты напрямую продавали товары, они могут просто мотивировать пользователей «делиться» ссылками для получения нужной информации. Наступает потребительский сетевой рай.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

шопинг маркетинг комиссия discount-купон

13.05.2010 • 17:13 1041

Поделиться
Удовольствие за полцены
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus