«381 депутат
за, 47 - против, 8 – воздержались», - таков итог открытого голосования народных избранников. В минувшую пятницу Госдума
России утвердила Виктора Зубкова в должности премьера. Он получил рекордное в
истории современной России число голосов
(Михаил Фрадков в свое время набрал 356 голосов, Михаил Касьянов — 325, а Владимир
Путин — всего 233). Таким образом, Зубков стал девятым по счету главой
кабинета министров Российской Федерации с 1992 года.
Напомним, что на прошлой неделе Владимир Путин принял отставку Михаила Фрадкова и внес в Госдуму на его место кандидатуру главы Росфинмониторинга Виктора Зубкова (см.«Капитал.kz» за 13 сентября 2007 года).
Между тем в сочинской резиденции «Бочаров ручей» в ходе встречи с членами международного дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Путин сообщает, что уже есть «минимум пять человек», которые могут реально претендовать на должность президента. «Год-полтора назад говорили, что некого выбирать, но сейчас минимум уже пять человек могут претендовать на должность президента и могут быть выбраны», - заявил он.
Между тем «Капитал.kz» провел блиц-опрос среди российских и казахстанских экспертов. Мы задали им такой вопрос: «Поможет ли протекция Владимира Путина стать президентом России Виктору Зубкову?».
Алексей Малашенко, член научного совета московского центра «Карнеги»:
- Протекция Путина поможет стать президентом России кому угодно. Кстати, эта протекция формируется очень-очень узким кругом лиц, результаты деятельности которых остаются в тайне до самого последнего мгновения. (Говорят, что для Сергея Иванова пролет мимо премьерского кресла был неожиданностью). Для Путина Зубков весьма удачная кандидатура: он не амбициозен, не молод и не очень известен. Как и сам Путин накануне своего премьерства. Так что шансы у Зубкова есть, впрочем, как и еще у пары-тройки деятелей, которые также могут попридержать кресло до нового «явления ВВ народу». В России, да и не только у нас наступил «конец политики». Как говаривал Николай Васильевич Гоголь: «Скучно на этом свете, господа».
Людмила Адилова, доктор политических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета:
- Нынешнее назначение, безусловно, самое интересное и конъюнктурно-политическое. Отмечу несколько важных моментов. Несмотря на множество причин для продления полномочий, Путин сделал исторический выбор, который сопряжен с высокой неопределенностью и рисками. Сейчас нет ни одного сценария 2008 года, в котором бы он не оставался на политической сцене в том или ином виде. Вот почему политические преобразования соответствуют складыванию нового сюжета и соответствуют политической конъюнктуре и особым стандартам российской демократии. Назначение Зубкова - это четко определившийся вектор, по которому будет развиваться политическая ситуация без корректирующего вмешательства извне.
Максим Мейер, помощник председателя комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ:
- У нас есть только один человек, который обладает монополией политического лидера, - это наш президент. У него рейтинг порядка 65%, у остальных - около 5-6%. Каким образом можно стать в России президентом? Очень просто! Сам кандидат не сможет никак набрать такой рейтинг за такое небольшое время. Значит, если президент кого-то поддерживает, то автоматически передает ему часть своего рейтинга. Тем самым он как бы просит людей, которые ему доверяют, довериться этому кандидату. Только так можно победить, а по-другому, я думаю, победить сложно. Конечно, будет какое-то количество людей, которые будут соревноваться, и потом президент выберет того, кто более понравится народу. Хотелось бы уточнить, что президент не станет навязывать свое мнение народу, он обязательно послушает и посмотрит, кто наиболее приемлемее из кандидатов. Но обязательно будет элемент соревновательности, а, следовательно, и демократии. Что касается действующего премьера, то он будет участвовать в выборах, но вместе с другими.
Ильяс Карсаков, эксперт Центра актуальных исследований «Альтернатива»:
- Особая интрига заключается в том, что Владимир Путин не исключает возможности, что Виктор Зубков станет его преемником на президентском посту. Ведь именно с должности премьер-министра началось восхождение Владимира Владимировича на высший пост в РФ. Однако политическая ситуация в России 1999 года существенно отличается от 2007 года. За время своего правления Путин укрепил властную вертикаль и значительно сократил самостоятельность губернаторов и автономных республик. В России за ним закрепился образ «собирателя земель» и твердой руки, о которой мечтали обыватели в смутные 1990-е после распада СССР. Вместе с тем назначение Виктора Зубкова на должность премьер-министра является очередным политическим маневром, а Россию ждут административные реформы и перераспределение властных полномочий, так как вариант «преемник-2» на фоне популярности Владимира Путина вряд ли будет успешным. Вероятно, уже в ближайшем времени в России начнется еще один этап децентрализации и деконцентрации власти.
Николай Кузьмин, редактор отдела политики журнала «Эксперт Казахстан»:
- - Очевидно, что в России реализуется
президентский сценарий передачи власти. Он происходит в стране со слабыми
политическими институтами, где система сдержек и противовесов выстраивается на
персональном уровне. Видимо, новым президентом России будет тот, кого Путин в
явной или скрытой форме объявит своим преемником. Следовательно, одной из
главных задач Виктора Зубкова станет обеспечение контроля над всеми возможными
кандидатами на пост преемника. Не исключено, что преемником в итоге будет
выбран и объявлен сам Зубков. Но я думаю, что этот вопрос окончательно пока не
решен.