Дискуссии о причинах и последствиях финансовой рецессии продолжаются
На сегодняшний день основным трендом в экономике Казахстана является «бурный старт на фоне спада». Об этом на этой неделе заявил Александр Дауранов, заместитель председателя правления АО «Национальный аналитический центр при Правительстве РК и Национальном банке РК», в ходе «круглого стола» «Страны Таможенного союза: кризис и посткризисное восстановление».
По словам г-на Дауранова, в начале прошлого года наблюдалось самое сильное падение ВВП, но сегодня темп роста ВВП составляет 7,1%. Во многом это обусловлено тем, что сейчас экономика постепенно восстанавливается и выходит из кризиса.
«Основной рост произошел за счет обрабатывающей промышленности, на 18% оживился потребительский сектор, и торговля показала рост на 11%. Еще одна тенденция состоит в том, что сегодня проблема для банков – это не возврат задолженностей, а возврат выданных кредитов», – отметил Александр Дауранов.
По мнению эксперта, если смотреть на такой показатель как безработица в ретроспективе, то с конца 2007 до середины 2008 года наблюдался рост безработицы до 6,9%, но с прошлого года ситуация стабилизировалась, и постепенно наблюдается процентный спад безработицы.
«Ситуация достаточно стабильна благодаря принятым мерам в рамках реализации Дорожной карты. С этого года правительство уже приступило к реализации Дорожной карты бизнеса, которая нацелена на создание постоянных рабочих мест», – говорит г-н Дауранов.
Экспертом было отмечено, что основной упор делается на привлечение средств банков для вложения капитала в реальный сектор экономики.
«По большому счету, на сегодняшний день у банков достаточно средств для того, чтобы кредитовать экономику. На счетах Национального банка лежат очень большие суммы, но они не знают, куда их вкладывать», – комментирует г-н Дауранов.
Однако Олжас Худайбергенов, руководитель группы по проведению макроэкономических исследований, не соглашается со словами Александра Дауранова и поясняет, что уровень безработицы не мог понижаться во время последней рецессии.
Как отмечает г-н Худайбергенов, весной 2007 года казахстанская экономика была на пике своей активности и безработица составляла 7,3%. С августа 2007 года экономика начала сбавлять обороты, и с осени 2008 года стала падать. Падение длилось по 3-й квартал 2009 года. Несмотря на это, безработица снижалась до 6,5%.
«Получается, что во время экономического спада работало больше людей, чем на пике активности экономики. Я думаю, объяснением этому являются методики сбора информации, то есть показатель безработицы собирается по регионам, и, соответственно, региональные акимы как-то влияют на этот показатель, – комментирует г-н Худайбергенов, – что касается кредитов, то нашу экономику надо делить на нефтяную часть и ненефтяную. Ненефтяная часть в основном является показателем падения».
Несмотря на то, что ВВП вырос на 7% в первом квартале, в номинальном значении инвестиции упали на 3%, в реальном – на 20%. «Также можно поиграть с дефлятором, так как в целом по промышленности он составлял 45%, но именно при расчете ВВП использовали всего лишь 18%. Экономика не может падать непрерывно. То, что мы наблюдаем сегодня, – это локальный отскок, который, безусловно, исчезнет, и экономика снова продолжит падать», – заключает руководитель группы по проведению макроэкономических исследований.
С данным мнением соглашается и Канат Берентаев, заместителя директора Центра анализа общественных проблем, и отмечает, что до октября 2008 года казахстанское правительство вообще не признавало существование кризиса в стране. Только после вторичного выступления президента выяснилось, что идет мировой кризис. И была разработана антикризисная программа действий правительства и Национального банка, которая была утверждена 30 ноября 2008 года.
По поручению Главы государства из Национального фонда было выделено $10 млрд., что составляет около 10% общего объема ВВП экономики страны. На поддержку крупных банков страны было выделено $4 млрд. Но лишь по $1 млрд. государством было направлено на поддержку сельского хозяйства и МСБ, а также на финансирование инфраструктурных проектов.
Кроме этого, правительством были приняты меры по отмене экспортных пошлин на нефть и снижение ставок налога на добычу полезных ископаемых, что в сумме принесло порядка $3 млрд. бюджетных денег добывающим компаниям.
«Получается, что больше 80% антикризисных мер были направлены на поддержку крупного бизнеса: финансовый сектор, промышленный сектор и строительные компании. Это дает мне основания считать, что в Казахстане официально признано слияние промышленного, крупного бизнеса с политической элитой и уже сформировалось классическая капиталистическая страна», – заявляет г-н Берентаев.
Национальный фонд, по идее, был создан для поддержки экономики и поддержания жизни населения. Однако финансовые средства из него пошли на поддержку крупного бизнеса, который не являлся целью формирования Национального фонда.
«Самое интересное состоит в том, что, создавая нацфонд в виде стабилизатора кризисных условий, оказалось, что у нас нет механизма использования этих средств для реализации антикризисных мер. В новой концепции управления нацфонда до сих пор нет такого механизма функционирования в кризисной ситуации», – комментирует заместитель директора Центра анализа общественных проблем.
«С моей точки зрения, этот кризис является системным. Он связан с трансформацией меры хозяйственной системы и с появлением новых авторов, таких как транснациональные компании, банки, международные правительственные и неправительственные организации, которые оказывают все больше влияния на политику национальных государств», – поясняет Канат Берентаев. Если подходить к антикризисным программам серьезно, необходимо начать с пересмотра политэкономических определений для того, чтобы выработать антикризисную политику. По мнению г-на Берентаева, мы оперируем устаревшими терминами, ведь изменилась сама система.
Restart для системы
Дискуссии о причинах и последствиях финансовой рецессии продолжаютсяНа сегодняшний день основным трендом в экономике Казахстана...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.