Автопром 2020: ускорение тренда на электромобили
По оценкам МЭА, продажи электрокаров составят около 3% мировых продаж автомобилей в 2020 годуПандемия негативно повлияла на многие отрасли. Автомобильная промышленность, которая и до пандемии демонстрировала замедление роста, также не была застрахована от спада. Однако отдельные игроки показали довольно солидные результаты за этот период, получая ускорение от развития тренда на электрокары (EV).
В марте и апреле города по всему миру находились в режиме локдауна, и в результате продажи автомобилей резко упали. Продажи легковых автомобилей в Китае, США и Европе больше всего пострадали от пандемии в I квартале 2020 года. Мировые продажи легковых автомобилей снизились на 32% в первом полугодии 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019 года.
В целом в 2020 году продажи легковых автомобилей могут сократиться почти на 17%, до 62 млн автомобилей. Для сравнения, в 2019 году продажи авто были на уровне 75 млн. Однако по мере завершения пандемии в 2021 году ожидается умеренное восстановление до как минимум 68 млн единиц авто. И в данный момент автомобильные компании будут уделять больше внимания сохранению своего капитала в краткосрочной перспективе и разработке более надежной стратегии онлайн-продаж.
Глобальными лидерами продаж в 1-м полугодии 2020 года были бренды Toyota (в том числе Lexus и Scion) с долей рынка на уровне 12,8%. За ними последовала Volkswagen Group с долей рынка в 10,9%, третье место досталось Renault Nissan Alliance с долей в размере 9,1%. На четвертом месте находится Hyundai Motor Group с долей рынка на уровне 8,2%, а пятерку лидеров замкнула General Motors с долей рынка на уровне 8,2%.
Влияние пандемии на отдельные географические рынки
США. Продажи легковых автомобилей в США снизились на 24% (до 6,5 млн единиц) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В июне 2020 года продажи оставались низкими, но показали небольшое восстановление и составили 13,1 млн единиц с учетом сезонных колебаний в годовом исчислении, что немного выше отметки в 11,4 млн единиц в марте 2020 года.
Небольшое восстановление можно объяснить тем, что процентные ставки по потребительским кредитам в рассрочку на новые автомобили в США снизились и составили 5,13% в мае 2020 года по сравнению с 5,29% в феврале 2020 года и 5,35% годом ранее, поскольку снижение ставок ФРС оказало влияние на экономику.
Компания Ford является лидером по количеству проданных автомобилей в США в III квартале, продажи составили 1,421 млн единиц (доля рынка - 13,4%). Следом за Ford идут автомобили Toyota с продажами на уровне 1,270 млн единиц (доля рынка - 12,5%), а тройку лидеров замыкает компания Chevrolet с 1,209 млн проданных единиц авто (доля рынка - 11,7%).
Китай. В первом полугодии 2020 года продажи автомобилей в Китае снизились на 17,1%, до 9,9 млн единиц авто, по сравнению с тем же периодом 2019 года. Китай является крупнейшим автомобильным рынком, объемы продаж которого составили около 21 млн единиц в 2019 году. Кроме того, Китай является крупнейшим в мире рынком транспортных средств на новых источниках энергии (NEV), на который приходится более 50% мировых продаж. Однако в феврале 2020 года ежемесячные продажи автомобилей в Китае резко снизились из-за вспышки коронавируса в стране и опасений по поводу надвигающейся рецессии. В результате успешных мер сдерживания рынок в апреле начал демонстрировать признаки восстановления, что стало спасением для крупных производителей, включая Volkswagen и других. В августе 2020 года рост достиг 2,2 млн в сравнении с 1,9 млн годом ранее.
Европа. Сокращение числа продаж новых авто в Европе произошло в течение I квартала 2020 года, что привело к снижению на 26,5% за период с начала марта 2020 года по сравнению с прошлым годом. Тройку лидеров по доле рынка в Европе открывает Volkswagen Group с солидными 26,2%, далее следует PSA (Peugeot) с 15%, а на третьем месте находится Renault-Nissan с 12,8%. BMW (7,1%) и Daimler (6%) находятся на 5-м и 6-м местах соответственно.
Сила рынков EV, переход на электродвигатели и немного о Tesla
Несмотря на общее снижение продаж автомобилей, эксперты все же прогнозируют, что постепенный переход от авто на ископаемом топливе к электромобилям продолжится без особых препятствий. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует уровни продаж, примерно аналогичные уровням 2019 года, то есть пандемия практически не окажет негативного влияния на отрасль.
При таком уровне продаж в 2020 году аналитики прогнозируют, что к концу года на дорогах будет 10 миллионов электромобилей, и на сильно падающем рынке стабильные годовые продажи означают большой успех и позволят отрасли добиться положительного долгосрочного роста.
Так, в марте 2020 года доля продаж электромобилей в США выросла до 2,5% с 1,9% в 2019 году. А доля рынка электромобилей в Китае по состоянию на март 2020 года выросла до 5,7% c 4,9% в 2019 году. В целом рынок Китая является ключевым как для крупных производителей EV, так и для более мелких. По прогнозам, продажи электромобилей, гибридных автомобилей и автомобилей с водородным двигателем в Китае вырастут до 20% от общего объема продаж новых автомобилей к 2025 году с 5% в настоящее время.
И если крупные автопроизводители показали общее снижение продаж в США, то на продажи Tesla пандемия практически не повлияла. Более того, в III квартале 2020 года был показан небольшой прирост на 1,8%, до 55 700 единиц авто, в то время как крупные автопроизводители, Toyota, Volkswagen и General Motors, показали снижение от 8% до 12% соответственно. На EV-рынке США автомобили Tesla лидировали по количеству проданных авто в 1-м полугодии с солидным преимуществом Model 3 на уровне 38 314 единиц, далее следует Model Y на уровне 18 861 авто и Model X с продажами на уровне 9500 единиц.
Также стоит отметить китайских производителей EV - Li Auto, Nio, Xpeng, которые развиваются мощными темпами и практически каждый месяц сообщали о солидных уровнях продаж в этом году. Nio предоставила результаты поставок за октябрь 2020 года, которые составили 5055 автомобилей (+100,1% г/г). С начала года поставки достигли 31 430 единиц, что на 111,4% больше, чем в предыдущем году. Li Auto поставила 3 692 единицы модели Li ONE по сравнению с 3504 единицами в сентябре (+5,4% м/м). С начала года поставки достигли 21 852 единиц. Поставки Xpeng выросли на рекордные 229% в октябре, до 3040 авто, и с начала года компания поставила 17 117 автомобилей (+64% г/г).
По оценкам МЭА, продажи электромобилей составят около 3% мировых продаж автомобилей в 2020 году (по сравнению с 2,6% в 2019 году), что вкупе с фактором пандемии является достойным результатом.
Инфраструктура для зарядки электромобилей продолжает расширяться. В 2019 году во всем мире насчитывалось около 7,3 млн зарядных устройств, из которых около 6,5 млн были персональными зарядными устройствами для легковых автомобилей в частных и многоквартирных домах и офисах.
Электромобили являются ключевой технологией для снижения загрязнения воздуха в густонаселенных районах и многообещающим вариантом для содействия диверсификации энергетики и сокращению выбросов парниковых газов. На сегодняшний день 17 стран объявили о достижении нулевого уровня выбросов от транспортных средствах или о поэтапном отказе от ДВС до 2050 года. Франция в декабре 2019 года была первой страной, которая закрепила это намерение в законодательном порядке со сроком до 2040 года.
Подтверждением развития вектора электромобилей однозначно можно назвать то, что даже крупные игроки, такие как BMW, Mercedes, Audi, Porsche, уже готовят свое видение бизнеса с прицелом на технологии EV. Даже такая легенда автоспорта, как Ferrari, проявляет интерес к электродвигателям и, по слухам, уже ведет свои разработки в данном сегменте, что позволит значительно сократить стоимость силового агрегата примерно на 50% и в конечном счете повысить прибыль компании. Автоспорт также является одним из индикаторов этого тренда, создавая Formula-E и внедряя гибридные установки в двигатели болидов Формулы-1.
Morgan Stanley отмечает, что отрасль электромобилей будет расти со среднегодовым темпом роста в 20% до 2040 года, в то время как отрасль ДВС будет сокращаться примерно на 5% до 2040 года.
Исходя из вышеперечисленных фактов, можно предположить, что на фондовом рынке присутствует ряд компаний с потенциалом развития в сфере EV.
1. Tesla (тикер: TSLA) проектирует, производит и продает электромобили, а также системы производства и хранения энергии в США, Китае, Нидерландах, Норвегии и других странах. Компания работает в двух сегментах: автомобильное производство и хранение энергии. Автомобильный сегмент предлагает седаны и внедорожники. Компания также предоставляет компоненты и системы электрической трансмиссии, услуги для электромобилей через принадлежащие компании сервисные центры, техников мобильной службы Tesla, а также продает подержанные автомобили. Максимальная целевая цена от инвест-банков на данный момент находится на уровне $578, потенциал - около 36%.
2. Nio (тикер: NIO) - холдинговая компания, которая занимается разработкой, производством и продажей электромобилей, внедряя инновации в технологиях следующего поколения в области связи, автономного вождения и искусственного интеллекта. Ее продукция включает суперкар EP9 и 7-местный внедорожник ES8. Компания предоставляет пользователям домашнюю зарядку, услуги экспресс-парковщика и другие решения по энергоснабжению, включая доступ к общественной зарядке и замену аккумуляторов. Максимальная целевая цена от инвест-банков на данный момент находится на уровне $46, потенциал - около 22%.
3. Xpeng (тикер: XPEV) разрабатывает, производит и продает «умные» электромобили в Китайской Народной Республике. Компания производит экологически чистые автомобили, а именно внедорожники (G3) и четырехдверный спортивный седан (P7). Продукция компании также включает систему программного обеспечения для автономного вождения. Кроме того, Xpeng занимается оптовой и розничной продажей автомобилей. Компания была основана в 2015 году, ее штаб-квартира находится в Гуанчжоу. Максимальная целевая цена от инвест-банков на данный момент находится на уровне $27, потенциал - около 22%.
4. Li Auto (тикер: LI) разрабатывает, производит и продает «умные» электрические внедорожники в Китае. Компания предлагает Li ONE, шестиместный электрический внедорожник, оснащенный системой расширения и передовыми интеллектуальными решениями для транспортных средств. Li Auto Inc. была основана в 2015 году, ее штаб-квартира находится в Пекине. Максимальная целевая цена от инвестбанков на данный момент находится на уровне $27, потенциал - около 11%.
5. General Motors (тикер: GM) производит и продает легковые, грузовые автомобили, кроссоверы и автомобильные запчасти по всему миру. Компания продает свои автомобили в основном под торговыми марками Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Baojun и Wuling. Также недавно General Motors представила новый электрический внедорожник Hummer EV. Средняя целевая цена от инвест-банков на данный момент составляет $41,6, потенциал - около 18%.
6. Ferrari NV (тикер: RACE) - холдинговая компания, занимающаяся проектированием, производством и продажей спортивных автомобилей класса люкс. Компания предлагает автомобили спортивных, GT и специальных серий, ограниченные серии гиперкаров, также участвует в автомобильных гонках Формула-1. Компания была основана Энцо Ансельмо Феррари в 1939 году, ее штаб-квартира находится в Маранелло, Италия. Cредняя целевая цена от инвестбанков на данный момент составляет $220, потенциал - около 12,5%.
Тренд на электромобили, который зародила Tesla, продолжает набирать обороты, и появляются новые компании, которые привносят свои разработки и технологии, способные произвести революцию на рынке автомобилей в ближайшем будущем, делая электромобили более доступными для обычного потребителя.
Абсалямов Тамерлан, аналитик ИК «Фридом Финанс»
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.