Как отличить правильное ICO от мошеннического?

10 признаков для анализа

ICO — это процесс поиска инвесторов, вобравший в себя две модели финансирования последнего времени: IPO (предложение рынку акций компании) и краудфандинг (поиск добровольной финансовой поддержки). Считается, что первое ICO было проведено в 2013 году.

Главная особенность ICO продиктована «цифровой» природой явления. В обмен на традиционные деньги или криптовалюту покупатель получает токены. Токен — цифровая акция проекта. Как и простые акции, токены можно продать или ждать дивидендов.

Доступность процесса ICO вовлекла в свою орбиту много людей, не имеющих никакого понятия о рыночных механизмах этого явления. Соответственно под эту доверчивую аудиторию стали возникать Scam-ICO, то есть проекты, ориентированные не на развитие, а на присвоение полученных инвестиций.

Как отличить чистый проект от скама? На что обращать внимание? Своим опытом с «Капитал.kz» делится Михаил Сергеев, глава по работе с комьюнити Kickico. На криптоконференции в Алматы он раскроет секреты успешного ICO (Kickico собрала $20 млн).

Экономическая модель и роль токена

Необходимо наличие разумной экономической модели и обоснования применения токена и блокчейна в проекте. Будет ли это кардинальным решением для отрасли? Сможет ли он существовать без токена и без блокчейна? Если да, то это плохой знак, сигнализирующий, что проект использует ICO просто для сбора денег и не предлагает какую-то уникальную идею.

Для понимания того, как устроена модель и какова роль токена, изучите WhitePaper проекта (документ, отражающий ценности и цели проекта), задайте вопросы основателям. Если ответы не могут предоставить четкой картины или этого не содержится в WhitePaper — это явный признак непродуманного проекта. Также, например, если токенов будет выпущено большое количество, а повышать их ценность теми или иными методами не планируется (ограниченный спрос, ограничение эмиссии, частичный выкуп и так далее), то в перспективе ценность токена будет только падать.

Юридическое оформление

Регистрация, местонахождение компании. Если речь идет о preICO, то можно даже проверить почтовый адрес отправкой приветственного письма на бумаге. Ассоциации и другие объединения, где должно состоять данное юридическое лицо. Проверьте, кто является бенефициаром и выгодоприобретателем у зарегистрированного юридического лица. Соответствуют ли данные, которые вам предоставили, тем, что указаны на сайте проекта. На эту работу можно потратить от 2 до 7 дней.

Команда проекта и адвайзоры

Всегда нужно проверять аккаунты социальных сетей членов команды, а также смотреть на истинность взаимосвязей. Это значит, что надо не просто посмотреть профиль в Facebook, Linkedin, но выходить на людей, которые где-то были официально представлены. Любой стартап основывают и продвигают люди, которые известны либо в своих узких кругах, либо являются публичными личностями. Если из всего списка команды нет ни одного с развернутой историей, это должно вызывать подозрения.

Наличие демопродукта или MVP

У большинства проектов, выходящих на ICO, нет ни демо, ни какого-то MVP, на основании которого можно сделать выводы и понять, как будет работать проект. Поэтому если нет каких-то разработок — это отрицательный сигнал. MVP, minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт, маркетинговая стратегия для получения обратной связи с клиентами и их мнении о бизнес-идее.

План расходов и дорожная карта

Основатели проекта должны понимать, как и на что будут расходоваться собранные средства, а также предоставить дорожную карту с описанием развития проекта в среднем на 3 года. Если этой информации не предоставлено в официальных источниках — задайте вопросы основателям. Дорожная карта поможет вам проанализировать соотношение возможностей команды и количества средств, которые они собирают. Если команда планирует собрать $100 млн, а на реализацию хватит и $500 тысяч — повод основательно задуматься.

Softcap и Hardcap

Правильное соотношение — это минимальная сумма сборов (софткап), не менее 30% от максимальной суммы сборов (хардкап). Если софткап ниже 30% (например, софт — $1 млн, а хард — $100 млн), то это выглядит ненадежно, будто сам проект не верит в свои сборы. Более того, есть проекты без хардкапа, которые собирают «пока не надоест». Их лучше обходить стороной. В проектах без верхней границы сборов, как правило, все желающие покупают токены на ICO, а дополнительного спроса после ICO не создается, и токен падает в цене после выхода на биржу. И это признак того, что проект не знает, сколько денег ему нужно на реализацию.

Распределение пулов

Важно понимать, какое количество токенов и как будет распределяться между держателями. Особое внимание следует обратить на количество токенов, которые себе оставляют основатели проекта (адекватная доля — не более 10−15%). Также важно смотреть на токены баунти-программы (токены, распределяемые в обмен на какие-то услуги, например, маркетинговые или рекламные), их не должно быть больше 3−4% от общего количества. По остальным пулам — распределение токенов должно быть равномерным, чтобы не было перекоса в одних руках, так как возможна манипуляция ценой токена в дальнейшем.

Период заморозки

Этот период определяет, до какого момента токены не могут быть перемещены, то есть проданы. В идеале это 1 год для основателей (не могут использовать токены из своего пула). Для токенов баунти рекомендуемый период заморозки — 3−4 месяца. Также важно знать, есть ли особые условия для разморозки для ранних инвесторов в проект: если ранние инвесторы могут продать токены раньше остальных, то есть вероятность, что они обвалят курс, получив свою выгоду.

Общее количество токенов

Сколько должно быть токенов? Их общее количество должно соответствовать целям и размеру аудитории, на которую рассчитан проект: если требуется большое количество транзакций, то выбирают большое количество токенов при низкой стоимости. Цель — снизить транзакционные издержки/комиссию, сделать переводы дешевле. Если транзакций много не требуется, то лучшее решение на старте — дорогая монета при небольшом количестве.

Эмиссия

Важно обращать внимание на эмиссию — предусмотрена ли она в принципе, конечна ли и от чего зависит. Возможность появления дополнительных токенов в проекте — нехороший знак, как правило, отрицательно влияющий на курс токена. Тут нужно понимать, как устроена эта эмиссия и выгодна ли она держателям токенов.

Естественно, это не весь список, который поможет отличить мошенничество от правильного ICO, но уже на основании перечисленных параметров можно сделать соответствующие выводы. Всегда перед принятием решения общайтесь в официальных каналах, группах и чатах проектов, задавайте вопросы основателям, смотрите, как устроены саппорт и коммуникация с сообществом.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤