Союз робота и человека: каким его видят бизнесмены?
Почти 4 тысячи бизнесменов из 17 стран раскрыли свое видение технологий ближайшего будущегоСегодня не надо быть футурологом, чтобы осознавать углубление взаимодействия человека и компьютерных программ. Нанороботы пока не лечат людей, но сверхточные механические инструменты уже проводят сложные операции на организме.
Конечно, нас будоражат и пугают перспективы слияния человека и компьютерных программ или редактирования генокода. Однако если отвлечься от сюжетной части любой перспективы, надо признать, что человечество стоит на грани невероятной трансформации. Возможно, сами основы будут перевернуты.
Как это оценивают бизнесмены, по роду занятости привыкшие мыслить стратегически, на много лет вперед? 3800 руководителей предприятий поделились своим мнением, из чего составлена их картина ожиданий. Респонденты были выбраны из 12 отраслей, каждый из них имеет прямое отношение к взаимодействию с потребителями (владельцы компаний, ИТ-директора, руководители отделов маркетинга, обслуживания клиентов, научных разработок, финансовые директора).
Итак, чего же в их видении больше: страха или предвосхищения? Вся информация обработана в докладе The Next Era of Human-Machine Partnership.
82% опрошенных ожидают, что в течение пяти лет люди и машины объединятся и будут работать как единые команды. Половина респондентов ожидает, что автоматизированные системы освободят время их сотрудников, в то время как другая половина респондентов считает иначе. 42% ожидают, что вследствие передачи рутинных задач машинам они станут получать больше удовольствия от работы; с ними не согласны 58% респондентов.
Какие нас ждут перспективы: новые возможности или угрозы? Мнения разделились примерно поровну. 48% заявили, что чем больше мы зависим от технологий, тем больше мы потеряем в случае кибератак; 52% об этом не беспокоятся. 50% выступают за конкретные сценарии действия на случай выхода автономных машин из строя; другая половина воздержалась от комментариев. 45% считают, что компьютеры надо научить различать «хорошие» и «плохие» задачи; 55% не видят в этом необходимости.
Хотя тренд цифровизации бизнеса кажется очевидным, большинство компаний сохраняют верность традиционным формам организации работы. Только 27% фирм внедрили цифровые технологии в бизнес-процессы. 42% не уверены, переживут ли они следующее десятилетие. 57% компаний признаются, что не успевают за темпом изменений.
Вот какие планы в русле цифровизации намерены реализовать участники опроса в ближайшие 5 лет. 94% внедрят эффективные средства киберзащиты. 90% планируют продавать продукты по модели «как услуга». 89% готовы перейти на программно-конфигурируемую инфраструктуру. 85% будут проводить исследования и разработки для роста бизнеса. 80% переведут общение с клиентами в виртуальную реальность. 81% уверен, что смогут прогнозировать поведение клиентов с помощью искусственного интеллекта.
Что, по мнению предпринимателей, способно помешать развитию бизнеса в новых условиях? 61% опрошенных отметил недостаток понимания цифровых тенденций, вызванную этим отсутствие стратегии и неготовность кадров. 51% отмечает недостаток технологий. 37% отмечают нехватку времени и средств. 20% отмечают пробелы в законодательстве.
Существует прогноз, что 85% профессий, которые будут существовать к 2030 году, еще не изобретены. Как в силу таких перспектив должна меняться система образования? 56% респондентов считают, что учебные заведения должны сконцентрироваться не столько на содержании, сколько на способах обучения.
Исследование по заказу Dell Technologies провела аналитическая компания Vanson Bourne — независимая компания, специализирующаяся на исследованиях рынка для технологического сектора. Компания заработала репутацию поставщика надежных и корректных аналитических данных благодаря строгим методикам исследования и обширной базе респондентов среди высшего руководства ИТ-и бизнес-подразделений.
«Нетрудно понять, почему бизнес-сообщество так разделилось, — говорит Джереми Бертон (Jeremy Burton), директор по маркетингу, Dell Technologies. — Главным образом, это обусловлено тем, что у людей два противоположных представления о будущем: одни беспокоятся о том, что человек станет не нужен, тогда как настроенные более оптимистично предполагают, что технологии помогут решить сложные социальные проблемы. Такое разделение во мнении усложняет подготовку организаций к будущему, затрудняя руководителям выбор направления развития. Мы входим в эру фундаментальных изменений. И хотя взгляды руководителей компаний относительно будущего различаются, они едины во мнении, что перемены неизбежны. Проведя множество бесед с клиентами, я считаю, что мы дошли до поворотного момента в истории. И сегодня организациям для успешного будущего необходимо осознать свое положение и начать трансформировать свои ИТ, рабочие места и системы безопасности. В противном случае они останутся позади».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.