Чем страшна роботизация?
Исследователь новых технологий о том, как меняется мир и экономика в эпоху технологической революцииБольшинство хайпов, связанных с технологиями, псевдонаучны, через 10 лет в нас скорее всего вживят чипы, а основная масса нынешних компетенций канет в Лету. Об этом и многом другом в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал доцент самого технологичного и инновационного российского вуза НИУ-ВШЭ, заместитель директора «Форсайт-центра» Александр Чулок.
Он занимается наукой более 17 лет. Сегодня главный интерес исследователя — форсайт. Доцент уверен: в мире, утонувшем в технологических революциях, серьезный научный метод поможет простому человеку мыслить системно, быстро адаптироваться и создавать успешное и стабильное будущее.
- Сегодня многие мнимо или реально опасаются последствий роботизации. Судя по повестке дня, нас скоро должны вытеснить существа неодушевленные. Так ли это?
— По факту мир уже вступил в новую технологическую революцию. Роботизация страшна не тем, что мы пользуемся, например, голосовыми помощниками или ботами, помогающими принять финансовые решения, а тем, что приобретает массовый характер — меняет структуру производства, издержки и те экономические принципы, к которым мы привыкли. Скажем, Китай, который мы не привыкли видеть высокотехнологичным, к 2020-му планирует ежегодно выпускать порядка ста тысяч промышленных роботов.
- А что будет с обычными трудягами? Столяр, плотник…
— Все зависит от того, что мы производим. К изначальной функции производства «труд — земля — капитал» добавились технологии. Причем макроэкономисты так и не научились включать технологический фактор на полном серьезе — с моделями и доказательной базой. Парадокс в том, что влияние технологий на рынок труда и экономические процессы колоссально. А традиционные методы, к которым привыкли не только экономисты, но и консультанты и политики, к учету технологий не готовы. Часто даже серьезные специалисты по рынку труда не воспринимают технологии как сильную угрозу. Они напоминают: «Рынок гибкий и пережил множество технологических потрясений», но почему-то забывают о профессиях и навыках, которые отошли в прошлое. Например, раньше в резюме писали количество знаков в минуту, которое вы умеете печатать. Сегодня об этом показателе производительности забыли, зато в почете знание языков. Только вот появляются мощные семантические переводчики, и этот навык также канет в Лету.
- И как быстро дело дойдет до практики?
— Здесь есть несколько факторов. Первый — то, как быстро технологии перейдут в стадию инженерных и прикладных решений. Сейчас очень много хайпов, мир охватила истерика новых технологий. Но всему необходимо научное обоснование. Даже несмотря на то, что сегодня существуют интерфейсы «мозг — компьютер», которые уже используются для повышения эффективности процессов обучения (ведь это уже «матрица»!), говорить о массовом применении таких технологий достаточно рано. Мы, например, сделали прогноз научно-технологического развития России до 2030 года и к оценке сроков подходили очень консервативно. В 2013-м мы писали об интернете вещей, о котором тогда почти никто не говорил, и заявляли его распространение на 2025-е. Нас спрашивали: «Ну как же, примеры уже есть!» Но одно дело пример, а другое — когда без интернета вещей вы сможете существовать.
Вторым важным фактором является инфраструктура — то, насколько быстро инновации воспринимаются компаниями и становятся фактором выживания бизнеса. У нас и конкурентоспособность, и сама конкуренция носят нишевый характер, да и вообще находятся на низком уровне. Инновации не рассматриваются всерьез, хотя за рубежом их использование — давно необходимость, императив. Более того, компании могут противиться инновациям, вложившись в предыдущие технологии. В институциональной экономике это называется QWERTY-эффект или path dependence. Зависимость от выбранного пути наступает тогда, когда масштабные вложения уже сделаны. Они могут быть долгосрочными — их нужно «отбивать».
Третий фактор — это восприятие инноваций обществом. Важно смотреть, как инновации входят в нашу повседневную жизнь, зачастую на широкое распространение в массы уходят годы. Наш институт проводил мониторинг инновационного поведения населения, который выявил несколько интересных фактов. Более половины людей готовы к инновациям будущего, но всего 5−7% опрошенных готовы вкладываться деньгами. Разрыв большой. Связан он в том числе с культурой потребления, спроса. Есть понятие восприимчивости общества, готовности нас с вами потреблять и не бояться тех самых инноваций. И тут встает вопрос этики — какие-то технологии могут показаться неэтичными или пугающими.
- Действительно, ведь реакция на недавнюю презентацию нового iPhone была неоднозначной. Некоторые задавались вопросом, куда попадает информация об их лицах.
— Естественно. Здесь встает вопрос о неприкосновенности личного пространства, которое находится под большой угрозой. С одной стороны, общество влияет на технологии, голосуя рублем. С другой стороны, оно сильно расслоено. Кто-то — апологет и евангелист новых технологий, кто-то желает приобщиться к неолуддитам, которые уходят жить в экопоселения, чтобы быть ближе к природе. Очень может быть, что выиграет компромиссный вариант, когда соблюдаются экологические нормы, но за счет высоких технологий: у вас все будет в датчиках и за любыми параметрами следит спутник. Сценариев много, важно понимать, какой из них является реальным и научно обоснованным.
- Но научные исследования далеки от потребителя, жизнь они не облегчают, зачастую показывают сложность выбора.
— В мире развелось слишком много профанаций. Интеллектуальный «фастфуд» поддерживается в том числе многими консалтинговыми компаниями. Зачем думать? Вот вам топ-15 рынков, на которые стоит выйти, а вот 10 наиболее важных профессий или технологий. Естественное свойство человека — упрощать, поэтому желание смотреть одиннадцатую позицию автоматически отпадает. Мы стали мыслить рейтингами, в каком-то смысле у нас атрофировалось умение думать. Эту способность важно не потерять, ведь наше советское общество славилось нестандартными решениями и комплексным подходом к решениям вопросов. В будущем с упрощениями не получится, наоборот, надо быть готовыми к усложнениям. Одна из ключевых компетенций будущего — умение мыслить системно, быстро адаптироваться и создавать будущее, а не предугадывать его. В этом смысле форсайт, которым мы занимаемся, очень полезен. В классическом варианте он опирается на три научно обоснованных составляющих: объективные данные (моделирование с применением big data, сложные эконометрические, экономические, межотраслевые модели), эксперты от науки, бизнеса, вузов и особые креативные методы, куда входят футурология, события-джокеры («черные лебеди») и так далее. Эта последняя составляющая вызывает…
- Недоверие?
— Скорее, трепет. Если я вам скажу, что через 10 лет вам будет вживлен чип, вы будете взволнованы. И это скорее всего окажется правдой. Но креативные методы нужно примерять на научную базу — многое оказывается тем самым «хайпом». Если вы делаете синергию между теми тремя методами, которые я назвал, и создаете форсайт, у вас получается устойчивая система. Мы делаем такие форсайты, причем не только для внутригосударственного и университетского использования, но и для многих стран. Сейчас, например, готовим исследование для ЮАР.& И с казахстанскими коллегами делали несколько проектов. Мне вообще кажется, для СНГ форсайты являются одним из ключевых направлений развития, ведь у нас в каком-то смысле схожа ментальность с одной стороны, с другой — глобальные вызовы (изменение климата, переход развитых стран на новую технологическую парадигму, проблемы уровня образования, многоукладность наших секторов и экономик, разрывы между наукой и бизнесом, которые до сих пор не компенсировались), которые характерны для многих развивающихся стран, но понимаются нами внутри союза лучше всего. И мне кажется, что форсайт как площадка и инструмент для выработки единого мнения для формирования будущего для стран СНГ является одним из ключевых направлений развития. В России уже сформировалась трехуровневая система технологического планирования и прогнозирования, причем она является прорывной. Она помогает распознать и предупредить риски, угрозы и возможности, а затем способствует ускоренному использованию результатов на практике. Нашу систему приезжали изучать корейцы, вьетнамцы, бразильцы, коллеги из Университета Манчестера.
- Играет ли образование ту же роль, что и 10 лет назад? Или акцент сместился на то, чтобы формировать персональное будущее?
— Я считаю, что порядка половины востребованных сейчас компетенций скоро устареют (в зависимости от жизненных циклов отраслей — в энергетике это десятилетие, в IT — 2−3 года). Образование в принципе меняет свою функцию. Важно понимать, что образование само по себе находится под действием глобальных трендов — начиная от общеизвестного удаленного образования и заканчивая новыми технологиями, связанными с нейроинтерфейсами, глубинным пониманием физиологии человека и его влиянием на образовательный процесс. Если сейчас на лекции мне, как преподавателю, нужно смотреть в глаза студента и считывать его невербальные показатели (помимо традиционных экзаменов и тестов), то, может быть, в обозримом будущем мне будет достаточно заглянуть в какой-нибудь профиль его параметров. И будет понятно, что половина информации прошла мимо, собеседник не со мной, потому что весна, а во дворе сверстники играют. Тем более когда появляются виртуальные школы…
- Но исследования говорят о том, что с экранов информация воспринимается хуже.
— Каждому свое. В конечном счете ответственность каждого человека — воспитать себя в должном ключе. Просто кто-то эту ответственность на себя не принимает. Это как с фитнес-клубом — мы тратим большие суммы на абонемент, чтобы был стимул ходить в зал, при этом куча упражнений позволяет нарастить мышечную массу бесплатно — на турнике или дома. Если ты — цельная личность и устремлен в будущее, то используешь новые технологии как средство. Я часто преподаю второе высшее и чувствую, что базовые вещи не поменялись. Легче стало указывать путь. Раньше доступ к информации был сложный — я носил вырезки из иностранных журналов, ксерокопировал их, а сегодня я говорю: «Возьмите этот курс там-то, прочитайте эту статью. Нет английского — воспользуйтесь гугл-переводчиком». Сегодня в силу того, что возможностей и информации стало на порядок больше, люди стали более расслабленными и могут заявить: «Объявлю себя стартапером, буду стартапить». Скоро слово станет ругательным (смеется). Очень не хватает личных и культурных приоритетов. Мое глубокое убеждение таково: в любой стране ничего не произойдет, пока каждый человек не захочет поменяться в позитивную сторону. Все, что может сделать бизнес, государство, вуз — дать выбор. Обоснованный, научный, продуманный, способный помочь, но не взять на себя ответственность за человека. В этом смысле миссия образования очень сильно сконцентрировалась. Как и миссия преподавателя. Теперь он не только дает знания, но и помогает взять на себя ответственность и выбрать свой путь правильно или показать набор путей. Вот почему я считаю, что каждый должен заполнить дорожную карту личностного развития.
— В какой момент с ней можно начать работать и кто ее составил?
— В любой, там нет ничего сложного. Дорожная карта нужна для того, чтобы вы структурированно посмотрели на свою жизнь. Придумал ее я, но ее составляющие во многом описаны консалтерами, коучами и всевозможными «10 правилами успешных людей» и «5 советами от тех, кто заработал миллион в восемнадцать». С точки зрения форсайта любой объект, компания, страна или личность подвержены внешним условиям и трендам и в то же время имеют внутреннее развитие. Я совместил этот факт со своим пониманием происходящего. Дорожная карта, с одной стороны, представляет внутреннюю структуризацию по слоям — работа, образование, семья, личность, с другой — призму глобальных изменений, которые могут повлиять на всю эту совокупность. И еще очень важно, что развитие идет не только во времени, но и в пространстве. Вы связываете эти события друг с другом. Соль заключается в связывании и выстраивании многоходовок. В корпоративном секторе дорожная карта — сложный маршрут действий. Для человека она — возможность выбора различных путей и сценариев в зависимости от внешних условий.
- Как же улавливать перемены на уровне инстинкта?
— Мой рецепт прост. С одной стороны, чем глубже мы погружаемся в какую-либо область, тем более уязвимыми мы становимся к внешним изменениям. Мне, конечно, приятно беседовать с вами, но вы должны быть готовы к тому, что через 10 лет на вашем месте журналиста останется смартфон, который будет задавать вопросы, возможно, вашим же приятным голосом. А что делать вам? На помощь придет форсайт. Я считаю его философией жизни, потому что это постоянная готовность к будущему. Вы хороши внутри своей сферы, но подумайте, какие 5−6 прорывных направлений могут кардинальным образом повлиять на вашу деятельность.
- Должны ли они быть связанными с нынешней деятельностью?
— Как раз нет. Ведь что такое профессия? Это ваша необходимость удовлетворения потребностей. Начните думать о том, какие альтернативы существуют для удовлетворения тех потребностей, на которых сформировалась ваша специальность. Выстройте многоходовку. И тогда вы всегда будете инстинктивно понимать, откуда ждать угрозу. У меня, как у преподавателя, удовлетворение потребностей происходит с помощью знаний, новой информации, социализации. Но я понимаю, что если то же самое смогут делать роботы, я окажусь не у дел. Но чего не смогут роботы — так это вдохновлять, воодушевлять и наставлять. По крайней мере, пока (улыбается). Поэтому из набора преподавателей-зануд, которых можно заменить «Википедией», остаются те, кто может вести вас по жизни. У меня, например, семья преподавательская. Моей бабушке до конца жизни звонили ученики школы и советовались — человеку было под 80, но ее мнение для них было важно.
- В одном из выступлений вы заявили, что экономика знаний заменяется экономикой действий. Как научиться действовать эффективно, быстро и адаптивно?
— Почему я начал нашу беседу с того, что мы находимся на грани массированного развертывания новой технологической революции. Сегодня количество переходит в качество. Нужно следить за тем, что происходит в мире. На наших сайтах, например, есть специальные трендлеттеры, такие короткие информационные заметки, которые отражают ключевые тренды — роевой интеллект, биодизели, космический лифт, медицинские аптамеры и так далее. Следите за этим и передавайте знания! В книжных магазинах продается выпущенная нами книга «Атлас технологий будущего». У знакомых, владельцев сетей ресторанов, год назад родился сын. Я им подарил эту книгу, которая делает прогнозы вплоть до 2030 года со словами: «В 2030-м сыну будет 14. Я хочу, чтобы он сказал тебе спасибо за то, что ты развивал его в том направлении, которое позволит ему быть лидером».