Три практики, вставшие у руля японского экономического чуда
Что полезного можно извлечь из канбана, кайдзена и 5SАвтомобили Toyota — гарантия долгих лет путешествий без проблем, часы Casio — знак качества за разумные деньги, фотоаппараты Canon — символ надежности. В чем секрет японских брендов, завоевавших сердца и умы покупателей со всего мира? Деловой еженедельник «Капитал.kz» предполагает, что секрет кроется в особом производственном подходе. Столпы японской философии бизнеса — стабильная система, непрерывное совершенствование и мудрое отношение к информации, поступающей снизу. Возможно, именно поэтому японские работники готовы проводить на одном месте по 35 лет, привержены бренду как преданные поклонники и при этом создают уникальные технические вещи, которые ценятся на мировом рынке.
Изменения — хорошо. Кайдзен
Японская философия, соль которой кроется в двух простых иероглифах — «изменения» и «хорошо», — из абстрактных понятий перешла в практическую бизнес-модель. Кайдзен получил популярность в послевоенной Японии, когда компании островного государства вступили в эпоху активного и успешного восстановления после Второй мировой войны. Японские компании не обошлись без помощи этой самой философии бизнеса. В 1986 вышла книга «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний», и с тех пор практика совершенствования бизнес-процессов зашагала по свету. Кайдзен транслирует вполне себе тривиальную истину: непрерывно совершенствуй процессы разработки и производства, улучшай вспомогательные бизнес-процессы, оптимизируй управление и делай все это маленькими шагами. Применяй кайдзен во всех аспектах жизни, и будет тебе счастье!
Успех философии объясняется довольно просто, причем с помощью психологии. Большие цели вызывают страх и отторжение. Совершение маленьких шагов не блокирует кору головного мозга, в ответ на скромные запросы формируются новые нервные связи и новые привычки. Мы перестаем сопротивляться переменам и втягиваемся в новое дело, быстрее продвигаясь к своей цели.
«Кайдзен» в бизнесе — постоянное улучшение, начиная производством и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, кайдзен преследует цель — производство без потерь. И основную роль в этом философия отдает работникам. По мнению экспертов Страны восходящего солнца, именно персонал — залог качества выпускаемой продукции и успеха предоставляемых услуг.
В процесс кайдзен-совершенствования вовлекаются все — от топ-менеджмента до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат. Философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.
Реальное применение на практике начинается ровно в тот момент, когда коуч или руководство компании осознают наличие проблемы. Если проблема не выявлена, значит, нет нужды в совершенствовании. В этом отличие кайдзен от традиционного менеджмента по американской и европейской модели, а именно — решение всех проблемных ситуаций непосредственно в месте их возникновения, то есть там, где продукту (услуге) добавляется потребительская ценность.
5S бережливого производства и успешного бытия
Система рационализации рабочего места под аббревиатурой 5S — тоже детище войны и органичное продолжения кайдзен. 5 столпов бережливого производства были разработаны в компании Toyota. Акроним, включающий в себя ряд шагов по рациональному использованию рабочих мест для повышения эффективности, предполагает соблюдение правильной сортировки («сэири»), аккуратность («сэитон»), уборку («сэисо»), поддержание порядка («сэикэцу») и формирование привычки («сицукэ»). Подход пяти S нацелен на наведение порядка там, где есть коллектив, который в процессе работы неизбежно создает хаос. Зачастую люди, работающие с большими объемами электронных и бумажных документов, заказов и производственных этапов, вынуждены функционировать в непродуманной системе. В таком случае 5S предлагает начать соблюдать чистоту и аккуратность, эргономично располагать вещи (те, что постоянно задействованы в работе, под боком, а остальные — на «складе»), а также стандартизировать производственный процесс — выработать простую и логичную инструкцию, которая будет понятна всем сотрудникам. Если говорить о работе и быте отдельного человека, то и здесь продуманные шаги на основе мудрого 5S приносят немалую пользу — экономят энергию и время и, конечно же, деньги.
Как и кайдзен, данная концепция улучшения производства подразумевает, что каждый сотрудник предприятия от уборщицы и до директора выполняют 5 общих для всех правил. Японцы подчеркивают, что системе должны следовать все, иначе тотальных улучшений вам не добиться.
Карточный канбан
Еще одно чудо из истории успеха японского автомобилестроения — канбан. Инструмент внедрили проектные менеджеры заводов Toyota, в результате чего процесс создания автомобилей стал более прозрачным и понятным. Дословный перевод термина звучит как «визуальный» и «доска». Проще говоря, японский подход предполагает использовать визуальные инструменты (доски или карточки) для решения производственных задач. Канбан включает три составляющие. Первая — визуализация задач с помощью карточек или доски, вторая — ограничение количества незавершенной работы (для того, чтобы не утонуть в рутине), третья — оптимизация времени цикла — постоянное стремление улучшать среднее время выполнения задач. Благодаря наглядности и гибкости метода всегда понятно, что необходимо производить, когда и в каком количестве.
Канбан — это более сложная и глубокая история, он является практическим инструментом, который при кажущейся простоте может привести к заметным улучшениям в компаниях, погруженных в типовые задачи, рутинные проекты и производство. Компании, успешно реализующие японский инструмент, работают в сферах IT, строительства, аудита и логистики.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.