Как гений-программист бросил вызов мировой финансовой системе
Его называют рок-звездой блокчейна, он создатель и главный визионер EthereumЕго называют рок-звездой блокчейна, он создатель и главный визионер Ethereum (эфириум) — технологической blockchain-платформы нового поколения и второй по капитализации после биткоина криптовалюты в мире.
В 2014 году, когда ему было 20 лет, за эту идею он получил премию World Technology Award, обойдя Марка Цукерберга и других именитых претендентов. В 2016 году Виталика (а именно так он записан в паспорте) Бутерина назвали человеком года по версии журнала Fortune. Сейчас ему всего 23 года, и, да, он миллиардер.
Вундеркинд, перевернувший мир блокчейна
Когда его 10-летние сверстники играли в компьютерные игры, Виталик писал макросы в Excel. В интервью немецкому журналу Capital он рассказал, что все же играл в онлайн-игру World of Warcraft и именно тогда задумался о том, что ему не хватает средства платежа, которое он бы мог использовать в интернете. Как и многим подросткам, ему давали немного наличных денег на карманные расходы, но как заплатить ими за снаряжение для своего персонажа в онлайн-игре?
Когда отец первый раз рассказал ему о биткоинах, он не воспринял это всерьез. «Я подумал, что это просто виртуальные цифры, не имеющие никакой стоимости, но через месяц вернулся и решил больше исследовать эту тему. Я решил сам заработать несколько биткоинов», — рассказывает Виталик на встрече «Открытый разговор» в технопарке «Сколково».
Он стал писать на сайт Bitcoin Weekly, затем откликнулся на предложение Михая Ализе, основателя журнала Bitcoin Magazine, и начал писать статьи туда, всего на этом заработал 20 биткоинов, 8 из которых потратил на футболку. Он занимался программированием и разными биткоин-проектами по 30 часов в неделю.
Несмотря на учебу в канадском Университете Уотерлу, Виталик все больше увлекается криптовалютами, а потом и вовсе бросает учебу и уезжает путешествовать по миру. «В Израиле тогда существовали 2 проекта, которые использовали блокчейн, я проработал там 3 недели, но понял, что их путь ограниченный и начал думать о своей идее, о том, что можно придумать свой блокчейн со своим языком программирования. Я написал white paper, первую версию документа выпустил в середине ноября 2013 года, разослал по e-mail 15 друзьям, они — своим друзьям, и началась цепная реакция. Сначала я думал, что идея, очевидно, очень крутая. Но до этого времени никто этого не сделал, значит должна быть на это какая-то причина, которую я пока не понимаю», — рассказывает Виталик. Но никакой причины не было — идея была действительно крутая.
Что такое эфириум и чем он отличается от биткоина?
Виталик задумал создать платформу, направленную на решение различных задач, которая бы хранила и защищала данные, упрощала денежные переводы и другие операции, касающиеся денег. Она должна работать по децентрализованной системе на базе умных контрактов. Он назвал ее Ethereum — в честь аристотелевской идеи эфира, всеобъемлющего пятого элемента.
И в идею поверили. Летом 2014 года проект Ethereum собрал на краудфандинге свыше 31 тысячи биткоинов, что составляло на тот момент около $18 млн. Пользователи, поверившие в проект, получили 60 тыс. токенов эфира — криптовалюты эфириума. 30 июля 2015 года платформа запустилась.
Чем же отличается эфириум от биткоина? Прежде всего, целью и возможностями.
Биткоин предлагает одно приложение на основе технологии блокчейн, которое может осуществлять переводы электронных денег между физическими лицами и совершать онлайн-платежи с помощью биткоинов. Блокчейн биткоина используется для отслеживания прав собственности на эту цифровую валюту.
Блокчейн эфириума обеспечивает работу любого децентрализованного приложения. В нем добывается эфир — это не только обращаемая криптовалюта, его также используют разработчики приложений, чтобы оплачивать услуги и комиссии за транзакции в сети эфириума.
«Блокчейн эфириума имеет необычные возможности. Например, он позволяет создавать „умные контракты“. Название отражает их суть. Это контракт, который работает автоматически и реализует принудительное применение, управление, исполнение и оплату», — отмечает Дон Тапскотт, автор книги «Революция блокчейна».
Как это все работает?
Основа генерации денег в криптовалютах — майнинг. В сети тысячи компьютеров, чтобы участвовать в процессе разработки блоков блокчейна, они производят математические вычисления. Сами по себе эти вычисления бесполезны, единственная причина, по которой они существуют, — доказать, что у владельца этого компьютера действительно есть какая-то уникальная единица расчетной силы. За это майнеры получают криптомонеты. Такой тип работы сети называется proof-of work. Круглосуточно работающие компьютеры по всему миру требуют огромного количества электроэнергии, на все это тратится больше $5 млн в день.
Со временем, ориентировочно в следующем году, основатели сети эфириума планируют перевести ее на другой принцип — proof of stake. Это альтернатива, где уровень участия каждого человека в системе зависит не от количества расчетной силы, которую он может доказать, а от количества криптомонет, которые у него есть и которые он вкладывает в систему. То есть, если у тебя есть эфир, система даст тебе право на какую-то долю участия в консенсус-алгоритме. Это интересно, потому что тогда не нужно будет иметь мощного оборудования и тратить много электричества, а стоимость участия в системе можно понизить в разы.
Ориентировочно, в конце сентября или начале октября в сети эфириума запланирован хардфорк, получивший название Metropolis. Его можно рассматривать как важный шаг к улучшению общего удобства использования платформы. И это только начало. На пути эфира наверняка будет еще много препятствий, Виталик и сам это понимает и говорит о том, что в мире пока не разработано абсолютно безопасного решения, но почему бы ему не попытаться создать первое из них.
Так говорит Бутерин. Цитаты:
«Я рано начал читать анархистскую литературу. Социалистов-анархистов Бакунина и Кропоткина, но также и Айн Рэнд, сторонницу радикальных рыночно-либеральных взглядов».
«Я думаю, что экономика ХXI века в основном будет цифровой, где нефтью будет информация. И одна из самых интересных технологий цифровой экономики — это блокчейн».
«В тот день, когда я впервые подробно изучил Bitcoin, я понял, что платежи без посредника возможны».
«Криптобанки — опасная вещь из-за волатильности криптовалюты. Если бы я пять лет назад пообещал кому-то отдать сейчас 1000 биткоинов, мне было бы сейчас сложно».
«В некоторых индустриях уже через 5 лет половина процессов может быть перенесена на блокчейн».
«Путин знает про блокчейн — по моему это самый пик хайпа, будет еще один пик, если Дональд Трамп что-то скажет».
«Если ваша команда жулики — пожалуйста, не делайте ICO».
«Мне больше нравится распространять свои идеи, чем продолжать род. Если мой блог читают 10 тысяч человек — можно сказать, у меня 10 тысяч детей».
Цифры:
От $8 до $12 млрд могут сэкономить банкам технологии блокчейна. Это около 30% от общих затрат, которые могли бы быть потрачены на инфраструктурные издержки (Исследование Accenture)
3,5 млн эфира, или около $45 млн, удалось украсть хакеру в результате атаки на один из проектов Ethereum — The DAO
$18 млн собрал краудфандингом на свою идею
$1 трлн превысит до конца года объем транзакций на рынке криптовалют
Почти в 50 раз — с $8 до $390 вырос курс эфира с начала года