Кремниевая саванна
Блестящие перспективы африканских стартаповНасколько обширны ваши познания об Африке? Если вы не увлекаетесь изучением стран Черного континента, то наверняка они ограничены информацией о голоде, малярии или о том, что большая часть населения живет за чертой бедности. Если не вникать в подробности, то так оно и есть. Практически все 55 стран огромного континента испытывают сложности даже с доступом к пресной воде, не говоря уже о чем-то большем. Но тогда почему Цукерберг во время своего тура по Нигерии и Камеруну сказал, что «будущее будет твориться в Африке»? Может быть, дела там все же не так плохи? Согласно отчету аналитиков GSMA, африканское стартапы за прошлый год получили более $366 млн инвестиций, разделив их среди 12 наиболее продуктивных стран. Все это больше похоже на то, что континент находится на пороге технологического ренессанса. О щедрых инвестициях и блестящих перспективах африканских стартапов — в материале «Капитал.kz».
Первым будешь
Инвесторы, услышав о «непаханом» технологическом поле Африки, стали нетерпеливо посматривать в его сторону. Слухи о новой «Кремниевой саванне» быстро расползлись среди венчурных инвесторов и бизнес-ангелов, которые уже давно подыскивали для себя новые рынки. Единственной проблемой было то, что «белые» люди с Запада до сих пор рассматривают Черный континент как единый рынок. Этакое большое расплывчатое пятно и островок Мадагаскара сбоку. При словосочетании «африканские стартапы» на ум приходят образы инновационной противомоскитной сетки или суперфильтра для очистки питьевой воды. На деле же каждая страна борется за те же рынки, что и на Западе, но с поправками на свои особенности. Учитывая, что проникновение интернета в странах африканского континента составляет только 29%, на большой технологический спрос рассчитывать не приходится. Но кто сказал, что нельзя попытаться? К 2025 году на континенте будет уже 360 млн владельцев смартфонов, то есть потенциальные потребители как раз подоспеют к кульминации.
Одной из первых среди стран стартовала Кения. Еще в 2007 году страна начала развиваться сразу по нескольким направлениям: мобильные платежи, краудсорсинг и техинкубаторы. Самым ярким примером стала кенийская компания Safaricom, которая запустила M-Pesa — поставщика платежных услуг для своих абонентов. Заручившись партнерством другого оператора — Vodafone — M-Pesa начала свою экспансию и быстро захватила большую долю рынка денежных переводов. Через два года у компании уже было 6,5 млн пользователей и более 2 млн ежедневных транзакций. Благодаря взрывному росту стартап стал самым узнаваемым примером технологического скачка в Африке, а Кения получила звание «Кремниевой саванны».
«Люди в Африке имеют в три раза больше шансов использовать мобильные деньги, чем их коллеги в Европе и США.& На самом деле девять африканских стран в настоящее время имеют больше счетов для мобильной оплаты, чем традиционные банковские счета», — говорит футуролог Томас Фрей, возглавляющий DaVinci Institute.
Взрастить «единорога»
Модель американского технического предпринимательства перекинулась и на остальные страны. Южная Африка, Кения и Нигерия быстро подключились к всеобщему подъему и стали разрабатывать продукты, основываясь на специфических потребностях своей страны. Кению волнует вопрос безопасности. Одним из самых значимых проектов этой страны стал Ushahidi — стартап, который позволяет пользователям анонимно отправлять сообщение о происшествиях в единую базу данных. Южную Африку волнуют проблемы диалекта, так как в страну стекается большое количество населения из разных уголков континента. Нигерия сконцентрировалась на здравоохранении, где медицинское обслуживание остается одним из самых дорогих в мире. Одним словом, африканские решения для африканских проблем.
«Какими бы ни были проблемы страны, инвесторов и предпринимателей привлекает перспектива масштабирования приложений по отношению к крупнейшему населению и экономике Африки. Многих интересует район Лагоса. Там вы можете найти штаб-квартиру компании для электронной коммерции Africa Internet Group и цифровые платежи Paga, расположенные рядом с инкубаторами Andela и Co-Creation Hub», — говорится в материале Всемирного экономического форума.
Первыми, кто сделал решительный шаг в пользу африканских стартапов, стали Goldman Sachs, Rocket Internet и AXA Group. Эти же инвесторы через несколько лет «выкормили» первого африканского «единорога». Фонды вложились в Africa Internet Group (AIG) — компанию, занятую в ecommerce и интернет-ретейле. За несколько лет деятельность компании разрослась. Копируя уже существующие концепты стартапов на другом конце света, AIG занялась онлайн-продажами еды, доставкой продуктов питания, рынком недвижимости и автомобилей, онлайн-агентством путешествий и кредитования. Новые и вполне успешные концепты стали появляться, как грибы после муссонных дождей, а доходы компании расти. В марте прошлого года AXA Group купила 8% акций AIG на сумму более $1 млрд, сделав AIG первым «единорогом» из Африки.
Среди прочих самыми перспективными направлениями по-прежнему остаются финтех, зеленая энергетика и электронная торговля, а в десятку заинтересованных инвесторов входят Цукерберг и такие компании, как Google и Microsoft. Последние, кстати, работают со стартапами на основе грантов и партнерской поддержки технологических хабов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.