Ликбез: зачем нужны Telegram-каналы
Почему пользователи отдают предпочтение этому мессенджеру?Facebook Messenger, VKontakte, WatsApp, Viber, Twitter… Вы можете насчитать как минимум пять топовых приложений, с помощью которых регулярно общаетесь с миром. Будем честными, создать в этой сфере что-то новое очень трудно, если не сказать, что практически невозможно. Но разработчики не опускают руки. В 2013 году один из создателей социальной сети VKontakte Павел Дуров показал миру свое новое детище — кроссплатформенный мессенджер Telegram. Количество пользователей у Telegram стало расти, и в начале прошлого года счетчик показал отметку в 100 млн пользователей. Позднее в Telegram появились специальные «каналы», за которые все и полюбили мессенджер. Каналы быстро стали любимцами публики, а «Капитал.kz» написал заметку о том, как и почему нужно их использовать.
Строгий минимализм
Телеграмовские каналы до сих пор не попали ни под одну категорию. Это не «группы», как в VKontakte или Facebook, и не общие чаты, как в WatsApp. Можно сказать, что фишка Дурова больше похожа на личный блог с примесью массовой рассылки. Сейчас этого не может предложить ни Facebook, ни VKontakte — они слишком большие (Facebook так вообще огромен), чтобы вот так вот взять и развернуться в сторону микроблогов, ведь социальные сети изначально не были специально приспособлены под то, чтобы стать публицистической площадкой. Тут только отдельное приложение создавать. Да, у Facebook и VKontakte есть похожий функционал, группы, комментарии, но вести блоги в них неудобно, а пользователи зачастую начинают «рубиться» на политические темы. В Telegram этого нет. Совсем. Максимум, что мы можем сделать в каналах, так это разместить текст с картинкой, треком (ссылкой или видео). Конец разговора. Точка. Больше ничего. Никаких комментариев под постом, лайков или даже возможности «расшерить» пост. Как вам такой минимализм?
«Преимущество Telegram — в сравнительно простом интерфейсе и отсутствии комментариев. Это выгодно, ведь их ценность обычно невелика. С точки зрения концепции „трибуны“ невозможность прокомментировать материалы придает каналам цельности. А за обсуждениями всегда можно пойти в чат, некоторые каналы так и делают — создают комьюнити для своей аудитории. Второй момент — защищенность платформы не в технологическом, а в судебном поле. Для законной выдачи информации необходимы запросы сразу от нескольких государств, так как данные хранятся на разных серверах в разных юрисдикциях», — говорит Федор Скуратов, сооснователь проекта Combot для аналитики групповых чатов в Telegram.
Новые медиа
В общем, Telegram юркнул в наши смартфоны и уютно устроился на главном экране. Отсутствие большинства всех тех, казалось бы, полюбившихся функций, которые есть на FB и VK, сыграло на руку Telegram. Пользователей привлек крайний минимализм приложения. Платформа собрала в скором времени 40 тыс. разнообразных каналов и аудиторию в 150 млн. Со временем каналы превратились в медиа нового типа, когда ты читаешь не только новости или статьи, генерируемые большой компанией, а только одного человека или небольшую команду. Кажется, что в таком формате больше жизни. Этакий технологичный хендмейд.
По словам Федора Скуратова, Telegram-каналы способны потеснить, но не заменить социальные сети. «Короткие инфоповоды в режиме онлайн, которые другие издания вынуждены либо давать как непрофильные, либо „обсасывать“, чтобы получилась аналитика, — вот идеальный пример. Telegram — это медиаканал для тех, кому не нужны длинные псевдобеспристрастные трактовки. Каналы сочетают в себе скорость и авторское мнение — это формат экспресс-блога, который не может предложить сейчас ни одна другая месседжинговая платформа за пределами Азии», — говорит он.
Все потому что блоги слишком заточены под чтение с настольных компьютеров, соцсети не предназначены для публикаций в силу алгоритмов выдачи в новостной ленте, а Telegram в этом случае завершает процесс. Здесь возникает другой вопрос: какую информационную картину мира могут составить те, кто ведет Telegram-каналы?
Кристина Сарханянц, музыкальный обозреватель, создательница канала v_potemkahFM в Telegram, считает, что поверхностность, шум и фейки — проблема, актуальная для любых медиа. «Преимущества и недостатки здесь примерно те же, что и у прочих медиа. Сложно сказать даже, кто сегодня более адекватен в оценке транслируемой информации. Канал, как и блоги или онлайн-версии печатных СМИ, — это лишь средство коммуникации, передачи информации. Пользоваться этим средством или нет и как распоряжаться полученной из него информацией — личное дело каждого. Есть же люди, сознательно уходящие из соцсетей или отказывающиеся от интернета, предпочитающие читать газеты или слушать радио, смотреть телевизор. Плохо ли это? Нет, пожалуй», — резюмирует она.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.